• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 03:47 четверг, 13 декабря
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    13.12.2018
    USD: 66.42
    EUR: 75.22
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Комсомол и наука

    Комсомол и наука


    В комитете ВЛКСМ СО АН СССР я работала сначала инструктором, а потом замсекретаря. В то время во главе КПСС стоял Хрущев. Тогда в государстве мобилизующая и духовная власть принадлежала Коммунистической партии. Это была эпоха восстановления народного хозяйства страны и формирования науки Сибири, в частности Академгородка. Ставка делалась на коллективизм и созидательность молодого поколения под руководством выдающегося организатора – академика Михаила Алексеевича Лаврентьева.

     

    Комсомольцы Сибирского отделения в те годы – молодые люди от 20 до 28 лет, приехавшие, в основном, из Москвы и Ленинграда после окончания вузов. У каждого – много энергии и желания внести свой творческий вклад в разные области знаний.

    В комсомольской жизни было несколько направлений. Основное внимание уделялось научной работе. Проблема повышения уровня знаний, в том числе получения научных степеней сотрудниками институтов, повышения квалификации комсомольцев была одной из основных не только в комитете комсомола, но и во всем Сибирском отделении. Поддерживалась заочная учеба в институтах и техникумах, сдача кандидатских экзаменов.

    Для устранения недостатков в каждой комсомольской организации работал «Комсомольский прожектор». Это начинание комсомольцев в последующие годы было подхвачено профсоюзами и переросло в более серьезное движение за повышение качества выпускаемой продукции.

    Особую роль в формировании высококвалифицированных кадров сыграл совет молодых ученых (СМУ), сформированный при комитете ВЛКСМ. Первая научная конференция молодых ученых проходила в 1960 году в здании «Красного факела» под руководством академика А. Будкера. Председателем центрального оргкомитета одной из конференций был академик С. Соболев. Проводились конференции под названием «Студенты и научно-технический прогресс» в здании НГУ. Эту деятельность комсомольцев поддержал партком СО АН.

    Первым председателем СМУ был Юрий Журавлев. Очень быстро его перевели в Москву возглавлять совет молодых ученых при ЦК ВЛКСМ. Новым председателем избрали Леонарда Тимонена из ИАиЭ. Огромную роль в деятельности СМУ играл выдающийся ученый-энциклопедист чл.-корр. АН А. Ляпунов. Делегации из 5-6 человек во главе с замсекретаря парткома Сибирского отделения И. Молетотовым ездили по стране и делились опытом. Счастливое сочетание разных сил с положительной энергетикой привело к тому, что эта идея была востребована.

    СМУ способствовал выполнению научных работ и интеграции работников науки разных специальностей через знакомство по линии комсомола. Проводили научные конференции, организовывали диспуты на разные темы. Благодаря этому пополнялись ряды аспирантов по новым направлениям науки из числа выпускников вузов.

    Начинание комсомольцев Академгородка по созданию СМУ переросло во всесоюзное движение. Сейчас во всех институтах СО РАН работают на общественных началах советы молодых ученых, объединяющие сотрудников в возрасте до 35 лет. Их председатели входят в состав ученых советов институтов.

    Необходимость разностороннего общения среди научной молодежи, встреч для обмена идеями и обсуждения современных научных направлений, которые длились иногда по несколько часов, привели к мысли о создании особого молодежного клуба, названного «Под интегралом». Среди организаторов первой волны были такие ученые, как Н. Загоруйко, В. Серебряков, А. Груздев, И. Гинзбург. Президентом клуба стал А. Бурштейн.

    Непосредственные научные контакты проходили здесь, в здании бывшей столовой, напротив Института гидродинамики. В клубе читали обзорные лекции по генетике, математике, кибернетике... В частности, приезжал с лекцией академик С. Капица. В первые годы деятельность «Под интегралом» ограничивалась только наукой. Позднее интересы молодежи расширились, тематика клуба дополнилась культурно-развлекательной программой. Активисты второй волны, в числе которых был Г. Безносов, свою задачу видели в расширении общения между жителями Академгородка и представителями отечественной и зарубежной интеллигенции с разными жизненными позициями (скульптор Э. Неизвестный, философ Г. Щедровицкий, сенатор Халл).

    Трудно переоценить вклад комсомольцев в создание физико-математической школы Академгородка. Идея поиска молодых талантов школьного возраста принадлежала академику Лаврентьеву. Во все районы Сибири были разосланы письма с задачами по математике и физике. Тысячи ответов приходили от школьников. Читали их и отбирали наиболее интересные комсомольцы (на общественных началах). Затем бюро комитета ВЛКСМ формировало бригады из сотрудников институтов, которые ездили в разные регионы Сибири для проведения школьных олимпиад по физике и математике. Наиболее талантливых ребят приглашали в Академгородок для участия в летних олимпиадах. Школьники жили в новом доме на Цветном проезде. Вечерами во дворе у фонтана проходили школьные диспуты, защита фантастических научных проектов. И вся эта работа проводилась комсомольцами.

    Много талантливых ребят поступили в ФМШ, а затем окончили НГУ и аспирантуру, став в дальнейшем видными учеными. В те годы впервые в Сибири создавалась система отбора молодых талантов, которая получила широкую известность. Ее подхватила Москва, Львов, Киев. Реализация идеи Лаврентьева на ранних этапах стала возможной благодаря безвозмездному труду комсомольцев СО АН СССР.

    Неоспорима роль комитета ВЛКСМ в создании филиала вечернего отделения электровакуумного техникума. В пополнении квалифицированных кадров среднего звена нуждались многие институты. Идею создания этого учебного заведения активно поддерживали академик Лаврентьев и партком. Надо было согласовать выделение помещения для занятий, денежных средств для оплаты труда преподавателей, найти достойных комсомольцев, желающих учиться без отрыва от производства и т.д. Мне без особых усилий удавалось собрать необходимые подписи видных руководителей Сибирского отделения. Филиал техникума удалось открыть в 1964 году в учебных классах школы №166. Первый год там училось около 30 человек. В дальнейшем для техникума было построено специальное здание. Начатая в те годы работа получила активную поддержку.

    Шефскую помощь комсомольцы оказывали бесплатно. Они проводили субботники на стройках корпусов институтов, читали лекции на интересные темы, работали на школьных летних площадках, внедряли личные разработки в народное хозяйство, а также проводили концерты в разных районах Сибири. Этот период был связан с переездом институтских коллективов в новые здания. Большую помощь оказывали комсомольцы на уборке овощей. Главную роль в организации поездок в районы области играла администрация Сибирского отделения.

    Можно много говорить о разных инициативах комсомольцев. Не утихали споры, особенно на бюро, о необходимости ускорить внедрение конкретных открытий и разработок молодых ученых. Эта стихийная шефская деятельность привела к созданию комсомольского объединения «Факел», которое переросло в создание предприятий по внедрению научных достижений в производство на уровне Сибирского отделения.

    …Прошли десятилетия. Многие комсомольцы стали видными учеными, организаторами науки. Сейчас они заведуют лабораториями, институтами и на разных должностях управляют деятельностью Сибирского отделения.

     

    В. Гранкина


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Соединил людские судьбы
    26 0
    "Навигатор" № 49 (1169) от 14.12.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    О литературе и вредных привычках
    15 0
    "Навигатор" № 49 (1169) от 14.12.18
    Человек и общество / ПРИТЧА
    Закон бумеранга
    21 0
    "Навигатор" № 49 (1169) от 14.12.18
    Человек и общество
    «ZOOMER» к полёту готов!
    17 0
    "Навигатор" № 49 (1169) от 14.12.18
    Человек и общество
    Первые шаги в профессию
    17 0
    "Навигатор" № 49 (1169) от 14.12.18
    Человек и общество
    Спасла соседей от пожара
    16 0
    "Навигатор" № 49 (1169) от 14.12.18

    Популярное