Компьютер и творчество
Компьютер и творчество
В нашем представлении инструменты художественного творчества – это палитра и кисть, перо и бумага, декорации и подмостки, флейта и скрипка. С помощью всего этого художники творили веками. И продолжают творить до сих пор. Но времена меняются.
Времена меняются – и добавляются новые виды искусств, инструменты и возможности. Фотоаппарат и фонограф, кинокамера и магнитофон – человечество прошло через все это уже более коротким путем, мучительным и прекрасным. «Великий немой» сменился звуковым, ставшим не менее великим. С приходом телевидения у кинематографа появились новые перспективы. И новые проблемы. А уж компьютер и интернет сегодня для художественного творчества – это самое острое и непредсказуемое.
Миллионы людей сидят за компьютерами. С помощью компьютеров они получают информацию, играют в игры, пишут друг другу письма и… занимаются творчеством. Насколько компьютерное творчество художественно? Что при этом происходит и что мы в результате имеем? С какого возраста можно допускать детей к компьютеру? Для чего? Что перед этим делать? Для многих это злободневные вопросы, на которые не так-то просто найти ответы.
Для открытия дискуссии на страницах газеты мы предлагаем вашему вниманию фрагмент беседы главного редактора журнала «Искусство в школе» Александра Мелик-Пашаева с кинорежиссером Юрием Норштейном, автором всемирно известных мультфильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и других. (Полный текст интервью можно прочесть в специальном выпуске журнала №4 за 2007 год «Искусство в семье искусств».)
А. Мелик-Пашаев: Какое место, с вашей точки зрения, занимает компьютер в анимационном творчестве, взрослом и особенно детском?
Ю. Норштейн: Какое место? Он расположился вполне по-хамски, осклабился, как всякий хам. Требует питания, овладевает пространством и неокрепшими душами.
А. М.: Но многие достойные художники, в том числе работающие в анимации, считают, что при разумном обращении компьютер становится очень ценным служебным средством.
Ю. Н.: В этом качестве он был бы, конечно, блестящ! Но знаете пословицу «из-за копеечной свечки Москва сгорела»?
А. М.: Мастер может различать, где у него «цели», а где «средства», а главная опасность для ребенка, как мне кажется, в том, что компьютер создает иллюзию творческого всемогущества за счет необъятного выбора возможностей. Но выбор даже из миллиарда вариантов не может заменить создание одного-единственного, своего. Богатый выбор может сводить на нет силу воображения.
Ю. Н.: Я именно это всегда говорю: компьютер создает иллюзию творца. Говорят: он различает тысячи цветов. Да не нужны тебе тысячи, нужно-то, может быть, 3-4 цвета. Можно и черно-белый фильм сделать…
Мне кажется, настало время обменяться мнениями по этому поводу на страницах «Навигатора». Я приглашаю к дискуссии в первую очередь тех, кто профессионально занимается искусством и достиг в этом значительных результатов.
П. Анофриков, директор детской киностудии «Поиск»
Комментарии