• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 19:05 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Когда сатира просит лиру

    Когда сатира просит лиру


    В мире современной русской сатирической поэзии есть три живых классика, гордые профили которых можно смело размещать во всех доступных и недоступных местах вместо преданных забвению Маркса–Энгельса–Ленина. Имена этих трех великих: Иртеньев–Губерман–Вишневский (перечислены в порядке убывания количества строк в среднестатистическом произведении).

    9 марта в ДМ «Юность» при небольшом стечении народа прошел концерт самого «говорливого» из этой тройки – московского поэта Игоря ИРТЕНЬЕВА.

     

    Лет десять назад, когда я был лет на десять младше, чем сейчас, мне доводилось играть в очень интересную игру: при первых звуках «информационно-паразитической» программы «Итого» Виктора Шендеровича я вставлял в старенький магнитофон «Весна» кассету, подключал к нему микрофон, на табуретке подносил всю громоздкую конструкцию поближе к телевизору и одновременно нажимал стертые кнопки «Запись» и «Воспроизведение». Все эти усилия проистекали исключительно из желания записать острые стихи «поэта-правдоруба», в роли которого выступал Иртеньев. Стихи с кассеты затем переписывались на бумагу и выучивались наизусть.

    А потом были покупки в киосках «Союзпечать» журналов Magazine, где на правах главного редактора, «по блату», также печатался Игорь Моисеевич. И снова стихи зазубривались, про запас.

    Скажу больше: производить впечатление на девушек тоже помогал Иртеньев! Его неподражаемая лирика, лишенная какого бы то ни было пафоса, исполненная тонкого юмора и небрежного эротизма, не оставляла у противоположного пола сомнений в искренности произносимых слов. Пусть и написанных не мной (о чем я честно предупреждал).

    А потом… появился он сам. В рамках фестиваля авторской песни. Убеленный сединами, невысокого роста, интеллигентный мужчина с живыми умными глазами. Год назад достигший пенсионного рубежа, потерявший в энергетике, но прибавивший в мудрости. Не по статусу скромный:

    – Если я буду делать короткие перерывы во время чтения – это не для оваций. Просто я принял таблетку, у меня страшно пересохло в горле, и я буду время от времени отхлебывать из этой бутылочки (с минералкой. – С. М.).

    Оружие массового поражения, которым Иртеньев владеет в совершенстве, – ирония во всех ее проявлениях и оттенках. Власть имущие, феминистки, олигархи, коллеги, друзья, ровесники, соотечественники, собратья по национальности, собственная жена – все перечисленные не только не избежали права быть поднятыми на смех, но, судя по стихам, заслужили это право в первую очередь. Не забывает Иртеньев и про себя, иронизируя над собой вообще и над своим возрастом в частности:

     

    Недвижность мною овладела

    Заместо прежнего огня:

    О, девы, девы, где вы, где вы?

    Почто покинули меня?

     

    И тут же – дуплетом – второе, горькое сожаление о теряющих былую красоту ровесницах и подрастающем дерзком поколении муз:

     

    А те, что им на смену

    Успели подрасти,

    Такую ломят цену,

    Что господи прости!

     

    Кстати, о деньгах:

    – Три года назад ознакомился со списком «Форбса» «100 самых богатых людей мира». Сердце мое наполнилось гордостью, оттого что в этот список попало 27 наших с вами счастливых соотечественников. Я тут же написал стихотворение, которое, не мудрствуя лукаво, назвал «Баллада о двадцати семи».

     

    Пой, поэт, песню, пой,

    Пусть поймет ее даже тупой.

    Громче пой, чтоб слышна стала всем:

    27 их стало, 27…

     

    Узнаете? Да-да, откровенная пародия на есенинскую песнь о бакинских комиссарах.

    Давние подозрения, что стихи Иртеньев пишет с последних строчек, за время вечера только укрепились. Концовки его виршей – филигранно отточенные, смачные, порой неожиданные, как развязка хорошего детектива, доводящие зал до истерического хохота – выдают автора с головой своей явной первородностью. В стихотворении «Ночь темна, как камера-обскура» поэт долго играет со слушателем, давая ему «потрогать» строчки со всех сторон, всецело убедиться в том, что его стих на этот раз глубоко лиричен, возвышен и серьезен. Одним словом, ведет себя, как фокусник, дающий зрителю шляпу – посмотреть, что в ней ничего нет. Однако эффектная точка в виде последних двух строк не заставляет себя ждать:

     

    Я войду в твой сон морским прибоем,

    Шаловливым солнечным лучом…

    Спи зубами, милая, к обоям

    И не беспокойся ни о чем.

     

    Не брезгует Иртеньев и крепкими выражениями, которыми было особо нашпиговано второе отделение концерта. Но чувство вкуса не изменяет ему и на этом скользком пути: нецензурные идиомы проскальзывают редко и по делу, будучи употребляемы не геройского самолюбования ради, а расширения словарного запаса для. Порядком поиздержавшегося за 30 лет активного творчества.

    Вечер закончился раздачей именных автографов купившим книжку в антракте. «Сергею, на добрую память. Иртеньев», – запечатлел Игорь Моисеевич в моем экземпляре.

    Дома я поставил книжку на самое видное место, лицом на обложке в пространство, как фотографию родственника. Он знает мое имя, а стало быть, теперь-то мы уже точно не чужие.

     

    Сергей МАЛЫХ

     

    Фото автора

     

    P.S. Приятно осознавать, что Академгородок стал родиной как минимум двух произведений живых классиков. Иртеньев: «Позавтракав сегодня с Юлием Кимом (живем в одной гостинице: я – на 7-м этаже, он – на 8-м), мы разбрелись по своим номерам, и я за два часа написал стишок. Поднимаюсь к Киму, читаю первую строчку: «Достиг я высшей вертикали власти…» Тут он хватается за живот и валится на пол от смеха. Я ничего не понимаю… Оказывается, за те же два часа, что мы не виделись, Юлий тоже написал стихотворение и назвал его… «Баллада о вертикали». Вот такие токи, оказывается, проходят между этажами».


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    156 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    139 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    142 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    150 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    177 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    144 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное