Киноклубу «Сигма» – 50!
Киноклубу «Сигма» – 50!
Академгородок несколько лет назад вступил в полосу полувековых юбилеев: СО РАН, институты, НГУ… Нынче завершает 50-й сезон один из старейших киноклубов Новосибирска «Сигма», действующий в Доме ученых. Что же такое киноклуб сегодня? Что такое киноклубное движение, и насколько оно актуально? На эти вопросы ответил президент и бессменный ведущий киноклуба профессор Леонид БОЯРСКИЙ.
– Когда и кем была организована «Сигма»?
– Киноклуб появился в 1965 году и сразу влился в возрожденную после многолетнего перерыва систему клубов любителей искусства кино нашей страны. Так уж случилось, что мы сегодня входим в пятерку самых старых действующих киноклубов, нынче заканчиваем полувековой сезон!
Инициаторами создания клуба была четверка энтузиастов: Виктор Хандрос, Наталья Притвиц, Леония Мундециемс и Ваш покорный слуга. С самого начала нас поддерживал директор ДК «Академия» (а затем и директор Дома ученых) Владимир Иванович Немировский.
– Какие моменты в жизни клуба считаете самыми яркими?
– Были и творческие встречи, и микрофестивали, и предпремьеры, и «закрытые» просмотры, и яростные дискуссии. На память приходит шумный спор вокруг фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»… Яркие впечатления оставили встречи с такими выдающимися мастерами кино, как Ролан Быков, Сергей Герасимов, Отар Иоселиани, Наум Клейман, Виктор Дёмин, Кира Муратова и многие другие.
– Что можете сказать о принципах членства в клубе?
– В первые годы действовал конкурсный прием. Обусловлено это было прежде всего именно упомянутыми «закрытыми» просмотрами (members only). Нынче двери клуба открыты всем, кто интересуется нашими программами.
– Как выживала «Сигма» в годы перестройки, в «лихие 90-е»?
– Это был трудный период. Мы тогда встречались редко. Выжить помогло Бюро пропаганды киноискусства, организовавшее для Академгородка отдельный абонемент «Встречи с режиссерами и киноведами». Затем наступила эра видеокассет и видеодисков, и жизнь клуба, как говорится, стала налаживаться.
– Сегодня в наш быт активно вошли смарт-телевизоры, панели большой диагонали, но люди по-прежнему продолжают посещать киноклуб. Как Вы думаете, почему?
– Действительно, при наличии Интернета в наши дни можно, не выходя из дома, посмотреть почти любую кинокартину. Тем не менее достаточно большое число людей продолжают посещать киноклуб. Причин тому несколько. Первая – в предлагаемом репертуаре; вторая – просмотр не в одиночестве перед телевизором, а в компании единомышленников; третья – возможно, небольшая вступительная лекция ведущего, которая играет определенную роль в создании настроя на восприятие фильма.
– На каких принципах строится репертуар киноклубных показов?
– Девиз клуба – «Среди всех кино мы ищем искусство». Отсюда постоянный интерес к произведениям классиков: Федерико Феллини, Ингмара Бергмана, Франсуа Трюффо, Луиса Бунюэля, Отара Иоселиани. Конечно, нас интересует и текущий кинопроцесс, его новинки и поиски. В любом случае мы стремимся приобщить серьезную часть аудитории к кинематографу мысли и высокого чувства. Следуем словам Александра Сергеевича Пушкина, завещавшего чувства добрые в людях пробуждать. И хотя официальные обсуждения увиденного мы сейчас специально не организуем, после фильма обычно возникают небольшие конференции.
– Какое кино Вы называете клубным?
– Например, авторское. Его специфика не только в мастерстве создателей фильма – режиссера, оператора, композитора, актеров. Это условие необходимое, но не абсолютное. Главное в том, чтобы автор, выходя за рамки конкретной истории, говорил нам нечто большее, чтобы его высказывание содержало определенное обобщение. Именно этим отличались фильмы итальянского неореализма, французской «новой волны», английских «рассерженных», наше «оттепельное» кино, многие современные зарубежные и отечественные фильмы. Таким качеством привлекают к себе внимание молодые, современные мастера: Иван Твердовский, Оксана Бычкова, Юрий Быков, Сергей Лозница, а также зарубежные режиссеры Уэс Андерсон, Стефан Бризе, Алехандро Аменабар. Мы внимательно следим за творчеством нашего земляка Андрея Звягинцева. Его фильмы всегда собирают большую аудиторию. Стараемся не пропускать новые работы Отара Иоселиани и Кшиштофа Занусси.
– Традиционный вопрос: планы на будущий сезон и далее?
– Прежде всего хочу подчеркнуть, что вне Дома ученых наш киноклуб существовать бы не смог. Техническую сторону жизни «Сигмы» полностью обеспечивает администрация ДУ (уютный зал, проекция, сервис), за что посетители клуба Дому ученых искренне благодарны. Режим нашей работы более или менее устоявшийся: воскресные вечера с конца сентября по конец апреля. Будем сохранять основные принципы киноклубного движения, поддерживать тесную связь с Федерацией киноклубов России, в репертуарной политике сочетать классику с наиболее важными новинками российского и зарубежного кино. 51-й сезон рассчитываем открыть в последнее воскресенье сентября.
Беседовала Татьяна ПОЛЯКОВА
На снимке: Л. Боярский
Комментарии