К 45-летию Советского района
К 45-летию Советского района
К 45-летию Советского района
В этой подборке вашему вниманию предлагаются две публикации из газеты «За науку в Сибири» от 25 января 1966 года. Орфография и пунктуация оригинала по возможности сохранены.
Одна из заметок обсуждает фильм Ингмара Бергмана «Земляничная поляна». Вот прошли десятилетия. То, что тогда, в шестидесятых, воспринималось как кинематографический эксперимент, давно стало классикой.
Любопытно, что не далее как в ноябре в киноклубе «Сигма» мы имели возможность в очередной раз прикоснуться к творчеству великого шведского режиссера, и в том числе посмотреть эту картину. Интересно, были ли среди нынешних посетителей ретроспективы Бергмана очевидцы того, самого первого в Академгородке показа «Земляничной поляны»?
Снова о транспорте
Академгородок с каждым днем приобретает все больше сходства с настоящим городом. И вместе с городскими удобствами возникают городские неудобства. Об одном из этих неудобств пойдет речь.
Не так давно поликлинику перевели в новое помещение. При этом она оказалась вдали от автобусных остановок, что не может не вызвать нашего беспокойства. Ведь поликлинику посещают больные, которым не всегда легко, особенно в морозную или ветреную погоду, пройти добавочные 200-300 метров. В этом же помещении расположена детская консультация. В городке есть добрая традиция – всегда думать о детях. Так давайте же додумывать до конца! Тем более, что указанная проблема может быть частично решена, если вместо остановки «Жемчужная» устроить две: у кафе «Улыбка» и у 162 школы.
Однако это еще не все. В городке есть только один телеграф и один междугородный телефонный пункт. А Дом связи расположен вдали от транспортных линий (если не считать редко проходящий и всегда переполненный автобус N°36). В городке только одна гостиница. Кроме того, жители домов, расположенных на улицах Терешковой, Академической и Ученых, вообще оторваны от единственной нашей транспортной артерии.
Назрела необходимость организовать кольцевой автобусный маршрут, который связал бы друг с другом предприятия всеобщего пользования, большую часть институтов и районы, не обеспеченные сейчас общественным транспортом.
Мы предлагаем устроить этот маршрут с такими остановками: Дом связи (ныне почтовое отделение N°90. – Ред.), кинотеатр «Москва» (ДК «Академия». – Ред.), поликлиника, «Детский мир» (теперь это хозяйственный магазин на ул. Ученых. – Ред.), угол ул. Ученых и Академической, угол Академической и ул. Терешковой, Институт экономики, Институт гидродинамики, ИЯФ, Институт математики, НГУ и снова Дом связи. Примерное время тура – 20 минут. Следовательно, для организации движения с 10-минутным интервалом требуется всего 4 машины – 2 по и 2 против часовой стрелки. В утренние и вечерние часы эти автобусы смогли бы перевозить значительную часть сотрудников 12 институтов, студентов НГУ. Только четыре институтских здания окажутся в стороне от этого маршрута. Автобусом смогли бы пользоваться все гости Академгородка.
Наверное, предлагаемый нами маршрут – не единственно возможный. Например, мыслимо большое кольцо – через Институт теплофизики и больничный городок. Можно предложить еще один, более простой вариант подведения транспорта к Дому связи, гостинице и кинотеатру: часть маршрутов, например, автобусы N°8 и N°108 направить от диспетчерской по Весеннему проезду и бульвару Отдыха (ныне ул. Ильича. – Ред.). Другие маршруты (N°23, 22, 45) направить по-прежнему по ул. Жемчужной с остановками у поликлиники и 162 школы. Сделать это не трудно, а выигрыш – очевиден. Однако, в том или ином виде, он должен быть организован как можно скорее.
Л. Боярский, А. Колесов, В. Гробер и др.
Мы идем в кино
Дискуссия после сеанса
О нем писалось в одном из предыдущих номеров газеты. Те, кто пришел смотреть «Земляничную поляну», знали, что автор фильма – взыскательный художник и тонкий мастер кино. Об Ингмаре Бергмане говорилось много, и, казалось, это должно было заставить зрителя прийти на встречу с большим человеком, а не просто посмотреть кино.
Между тем в зале смеялись, когда колесо катафалка зацепилось за столб, отлетело и вывалился гроб, смеялись, когда доктор Борг стучал в окно и ранил правую руку, негодовали, когда кончился фильм, а кино так и не было.
Любил Борг Сору или нет? Любил ли Борг жену? Был ли Борг холодным человеком расчета?
Эти споры не могут привести к правильному выводу. Спорить по поводу биографии доктора Борга или другого героя «Земляничной поляны» нельзя, ведь фильм сделан принципиально иным творческим методом – это искусство мысли, а не действия. В нем имеется композиция мысли, а не внешних событий.
Все фильмы Бергмана (снятые до 1963 г.) – это его исповедь. В них надо искать его мысль, нельзя видеть лишь один сюжет, который не опирается на привычные нам категории логики действия.
Но стоит лишь задуматься над тем, почему Борг нигде не показан молодым; почему первая и вторая Сора так одинаковы внешне; почему фильм начинается и кончается эпизодом со служанкой; почему ни одна история не закончена и даже не дано ее продолжение и развитие (случайные попутчики, семья сына) – и станет понятно, что фильм основан на другом...
Это новый кинематограф. Мы его знаем мало или не знаем совсем (если зритель не смотрел или успел забыть «Девять дней одного года», «Человек идет за Солнцем», «День счастья»). Это искусство мысли, оно возможно лишь при наличии личности – автора, лишь при полной его откровенности.
Ингмар Бергман решился на отчаянный шаг – он заговорил с миллионной аудиторией об одиночестве человека. Он не сказал, что все мы одиноки – лишь те, кто однажды почувствовал близость смерти и, оглядев прожитое, увидел позади бездну холода неразделенного чувства.
Фильм «Земляничная поляна» – событие для нашего зрителя. И поэтому немного грустно, когда слышишь смех на этой встрече с Ингмаром Бергманом.
Л. Мундециемс,
член киноклуба «Сигма».
Комментарии