Жизнь особого назначения
Жизнь особого назначения
2 декабря Новосибирскому отряду милиции особого назначения исполнился 21 год. Хочу вспомнить годы службы в этом легендарном подразделении и тех, кто не разменял мужскую дружбу на «пятаки» и не затерялся в серых буднях российской действительности, – моих друзей!
Отдельными страницами в летописи отряда будут те, что написаны о 4-м взводе периода 1994-1999 годов. Это подразделение тогда было мощным боевым коллективом, живущим общими интересами, без преувеличения, стержнем Новосибирского ОМОНа. Молодые, дружные, очень веселые, мы любили свою работу. Она заключалась в следующем: один день – занятия спортом, на второй – суточное дежурство в отряде, потом два дня отдыха.
В спортивные дни мы, утром выехав за город, пробегали кросс 5 км, затем играли в футбол и, вернувшись в расположение отряда, изучали приемы рукопашного боя или занимались в тренажерном зале. В программе могли быть занятия по стрельбе из разных видов оружия – в зависимости от возможностей полигона.
Суточное дежурство – это реализация информационных ориентировок, полученных другими службами УВД, и ликвидация создавшихся нештатных ситуаций: розыск и захват преступных элементов, освобождение заложников и т.д. Это случалось нечасто. В основном же взвода ОМОНа работали в так называемом свободном поиске. Мы кружили по улицам, выискивая тех, кто мешает спокойно жить огромному мегаполису. Бойцы взводов нередко разыгрывали грандиозные театральные действа, чтобы выявить воров, рэкетиров-вымогателей или места сбыта наркотиков.
ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ!
Часто мы принимали участие в операциях, проводимых УВД нашей области. Это сильно отражалось на результатах – действия омоновцев всегда отличали смелость и решительность. Вот только один случай, отображающий работу Новосибирского ОМОНа того времени. Зимним вечером из районного отдела милиции города Искитима группы, составленные из оперативников и омоновцев, выдвинулись по уже известным им адресам – точкам сбыта наркотиков. Одной группе нужно было проверить частный домик на окраине. Но хозяин дверь открывать не спешил. В то время, когда оперативники уговаривали впустить их погреться, омоновец, не долго думая, выбил оконную раму и, расчищая проем от остатков стекла стволом автомата, заскочил на подоконник. Дальше действия развивались стремительно. Увидев, что из соседней комнаты в него из охотничьего ружья целится мужчина, за спиной которого стоит женщина, прижав к своим ногам маленького мальчика, боец дал предупредительную очередь из автомата в потолок, сделал кувырок в сторону (благо, там находился диван) и как с батута прыгнул к мужику. Что-то вроде русского Бэтмена. Всё: мужик на полу, крючок на двери – в сторону, и дом наполнился замерзшими оперативниками. Лохматый кокер-спаниель через несколько минут заливается радостным лаем, находя припрятанные «гостинцы». Операция удалась – «пришел, увидел, победил»!
Многие мероприятия, проводимые во взводе, выходили за рамки физической и профессиональной подготовки бойцов ОМОНа. В большей степени их целью было создание смелой, дружной боевой команды, где один за всех и все за одного. Например, подготовка в НУАЦ – новосибирском учебном авиацентре, где мы совершали прыжки с парашютом.
Незабываемыми останутся для нас сплавы на катамаранах по рекам Горного Алтая и Саян, которые стали возможны благодаря нашей инициативе и мастерству инструктора по боевой и служебной подготовке отряда.
Во взводе часто проводились спортивные соревнования, в которых участвовал весь личный состав. Проходили они ярко и незабываемо. Вывешивались турнирные таблицы, где можно было видеть результаты, всегда награждались победители. На протяжении нескольких лет наши бойцы были чемпионами в соревнованиях по рукопашному бою и служебному многоборью.
В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ
Отряд шел по накатанной дороге, годами не меняя свой уклад службы. Но впереди его ждали серьезные испытания. Страну лихорадило, она разваливалась на глазах у собственного народа. Милиционеры с резиновыми палками уходили в прошлое, их место занимали молодые парни, умеющие обращаться с автоматами Калашникова и противотанковыми гранатометами.
Со служебной командировки 4-го взвода в Назрань весной 1994 года начался боевой путь Новосибирского ОМОНа на Северном Кавказе. Во время командировки мы выполняли задачи по урегулированию конфликтов между Северной Осетией и Ингушетией. Бойцы несли службу на выставленных блокпостах, сопровождали колонны с населением и участвовали в предотвращении межнациональных столкновений.
Только из-за того, что в декабре 1995 года взвод находился в командировке во Владикавказе, он упустил возможность быть первым в Чечне. Но в феврале 1996-го мы прибыли в Грозный.
В период первой чеченской компании Новосибирскому ОМОНу везло. В то время отрядом и его взводами командовали офицеры, имевшие многолетний стаж работы в милиции, грамотные специалисты в своем деле, но не имеющие боевого опыта. То, что отряд не потерял тогда ни одного человека – чистая случайность, помноженная на личную отвагу и смелость каждого из бойцов, закаленных в борьбе с правонарушителями в мирное время.
С началом боевых действий возникла необходимость в жетонах с указанием подразделения, личного номера и группы крови. Тогда их не было ни в одном милицейском подразделении России, воевавшем на Северном Кавказе. Только в 1998 году в МВД решили эту проблему. Шел третий год войны, а матери со всей страны продолжали опознавать в общих могильных рвах и холодильниках в числе погибших своих сыновей.
Жетоны нам изготовила фирма «Граф», работники которой с пониманием и уважением отнеслись к неординарному заказу. На лицевой стороне было выгравировано изображение скорпиона и личный номер, который «сложился» из номера роты – 2, номера взвода – 4 и личного номера бойца во взводе. И по сей день «Красные скорпионы» остаются первым и единственным взводом Новосибирского ОМОНа, имеющим свой символ!
Весна 1996 года. Ничего не подозревавший чеченец вместе с друзьями везет в Грозный американские доллары – заработную плату притаившимся в городе боевикам. Дорогой они смеются и шутят, в машине громко звучит национальная музыка. Рано утром под видом мирных жителей боевики прошли несколько постов «федералов». Но весело ехать им осталось недолго. Еще в предыдущей командировке, в которой наше подразделение обеспечивало безопасность мирных переговоров между чеченской стороной и Правительством России, лицо этого боевика «срисовал» наш снайпер. Финал истории закономерен – остановка автомобиля, досмотр, наш боец узнает боевика среди пассажиров. Еще мгновение, и вместо часов на его запястьях появляются наручники.
Через несколько дней мы узнали, что взятого в плен боевика обменяли на нашего пленного офицера. Приятно было осознавать, что мы здесь не зря. Красными «чернилами» из своих автоматов простые бойцы исправляли ошибки в сценарии войны, написанном в Кремле.
Командование высоко оценило действия 4-го взвода в служебных командировках по наведению конституционного порядка в Северной Осетии и участие в боевых операциях в Дагестане и Чечне. Семь человек награждены орденами «За мужество», три – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», десять – медалями «За отвагу». Многие отмечены другими правительственными и ведомственными наградами.
В настоящее время бойцы «Red Scorpions» первого состава продолжают службу в различных подразделениях милиции нашего города. Пять из них имеют звания майора и полковника, трое – лейтенанта и капитана.
…Никто из нас не вспоминает службу в отряде как работу. Это была жизнь, которая нам нравилась. Редкое совпадение увлечений и интересов у, казалось бы, разных людей. Дружба, скрепленная войной, останется с нами навсегда!
Александр БОГОМОЛОВ
Комментарии