«Из всех кино важнейшим является искусство»
«Из всех кино важнейшим является искусство»
«Из всех кино важнейшим является искусство» Киноклубу «Сигма», где каждое воскресенье все желающие смотрят лучшие фильмы в истории кинематографа, уже больше 40 лет. Коллекционирует и демонстрирует эти картины ведущий киноман Академгородка, а по совместительству доктор физматнаук и завкафедрой НГУ Леонид БОЯРСКИЙ, которому в минувшее воскресенье исполнилось 75 лет. «Навигатор» сердечно поздравляет юбиляра и дарит читателям небольшую историю киноклуба и исполнителя его главной роли.>>>
Киноклубу «Сигма», где каждое воскресенье все желающие смотрят лучшие фильмы в истории кинематографа, уже больше 40 лет. Коллекционирует и демонстрирует эти картины ведущий киноман Академгородка, а по совместительству доктор физматнаук и завкафедрой НГУ Леонид БОЯРСКИЙ, которому в минувшее воскресенье исполнилось 75 лет. «Навигатор» сердечно поздравляет юбиляра и дарит читателям небольшую историю киноклуба и исполнителя его главной роли.
– Мы назвали свое детище в иронический противовес клубу «Под интегралом», который в те годы был необыкновенно популярен, – объясняет Леонид Александрович. – Ведь интеграл – это сумма бесконечно малых величин, а сигма – тоже сумма, но в ней каждый член клуба – голова. Наш принцип звучал так: «Из всех кино для нас важнейшим является искусство». На самом деле, когда все выпускники вузов европейской части Советского Союза приехали в Сибирь заниматься наукой, они вдруг оказались совершенно оторванными от культурной жизни столиц, к которой так привыкли. Это и послужило причиной активного «клубообразования» в Академгородке.
– Не погрешу против истины, если скажу, что в Новосибирске «оттепель» закончилась не в 1964 году, как в Москве, а лишь в 1969-м, – продолжает председатель «Сигмы». – В силу этого обстоятельства многие деятели культуры тянулись к нам, что существенно скрашивало нашу жизнь. Незабываемы встречи с Сергеем Герасимовым, Роланом Быковым, Геннадием Полокой, Виктором Деминым, Наумом Клейманом, Ириной Рубановой, Леонидом Козловым. В те годы к нам впервые приехал Занусси. Но это благословенное время закончилось так же быстро, как и началось. И причиной стало скандальное закрытие клуба «Под интегралом», когда там организовали Всесоюзный слет «бардов и менестрелей» с гала-концертами. Несколько песен спел Александр Галич – и началось! Именно в нашем городе на этого человека была проведена первая атака. Клуб «Под интегралом» был закрыт, а вслед за ним не поздоровилось и остальной культурной жизни Академгородка, которая подверглась особому контролю.
«Сигма» – старейший киноклуб за Уралом, а по России он входит в первую пятерку. В отличие от многих существующих клубов, где показывают «культовое кино не для всех», а перед каждым сеансом зрителям полчаса объясняют, какую уникальную возможность прикоснуться к прекрасному они имеют, «Сигма» не страдает синдромом богемы и элиты. Специалист в области физики низких температур лучше многих киноведов понимает, что за сложными словами чаще всего скрывается пустота, а любое великое можно объяснить на пальцах, поэтому свои короткие выступления перед показами он составляет только из ключевых исторических фактов биографий актеров и режиссеров картины.
Наряду с фильмами великих – Иоселиани, Феллини, Тарковского, Бергмана, Антониони, Формана – здесь нередко можно посмотреть какую-нибудь славную простенькую мелодраму с молодыми звездами в главных ролях или последние ленты новых талантливых режиссеров. Однако именно этот, немного консервативный репертуар «Сигмы» позволяет зрителю разобраться в кинопроцессе и научиться отличать фантик от конфеты.
– Есть много хороших фильмов, предназначенных для широкой аудитории, но не ширпотребных, – говорит Боярский. – Одни сложнее, другие проще – те, которые сейчас называют «попсой». Вообще, элитарность – это не признак искусства, а выбор людей, иногда даже одного человека, который передает свое видение небольшому количеству интересующихся. Само собой, некоторые картины уже изначально создаются, чтобы блистать в графе «культовое кино», но далеко не все из этого можно считать искусством.
Вместе с Леонидом Боярским у истоков клуба стояли Виктор Хандрос, Леония Мундециемс и Наталья Притвиц. Когда в 1965 году «Сигма» только организовалась, она дважды в месяц получала фильмы из Госфильмофонда, а на просмотры могли ходить только члены клуба, которые выбирались на конкурсной основе. Из-за такой категорической кулуарности в обществе про клуб ходили разные сплетни и небылицы, дескать, там элита порнофильмы смотрит и занимается антисоветской пропагандой.
В конечном итоге «Сигме» все-таки перекрыли кислород, и некоторое время до начала перестройки она переживала не лучшие времена, но когда фильмы стали во множестве выходить на кассетах, клуб вошел в новый формат – видео на широком экране. Впрочем, для большинства посетителей до сих пор остается загадкой, откуда на видеокассетах Боярского, который, как и простые смертные, приобретает их в магазинах розничной торговли, есть мировые шедевры 50-х годов.
Так, например, завсегдатаи «Сигмы» посмотрели фильм «12 разгневанных мужчин» Сиднея Люмета еще до выхода на широкие экраны ремейка «12» Никиты Михалкова и после этого уже имели больше оснований рассуждать, удался ли русскому режиссеру этот фильм. И дело не в том, что новая версия всегда должна приближаться к оригиналу, – хороший не значит похожий. Просто клуб «Сигма» с самого начала своего существования активно разрушал расхожее мнение о том, что наша неизбалованная публика, выращенная на советском кино, а затем почти насмерть закормленная американскими поделками, слаще морковки ничего не пробовала. Это неправда: уже 43 года «сигмачи» едят черную икру столовыми ложками.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии