Инновационное "нет" гепатиту В
Инновационное "нет" гепатиту В
По итогам первого конкурса инновационных проектов «Факел-2010» лучшим инновационным продуктом прошлого года названа тест-система нового поколения для диагностики гепатита В. На торжественной церемонии, проходившей в технопарке Академгородка, награду за разработку сотрудников ЗАО «Медико-биологический союз» (ЗАО «МБС») получил директор компании Михаил Лосев.
ТЕСТ-СИСТЕМА IV ПОКОЛЕНИЯ
Компания «Медико-биологический союз» – признанный лидер в производстве наборов реагентов для диагностики инфекционных заболеваний. Особенностью разработанной тест-системы нового, четвертого поколения «Инвитролоджик ВГВ АГ/АТ» является способность одновременно определять антиген гепатита В и антитела к нему. Существовавшие до этого тесты не решали проблему комплексного анализа вирусного гепатита. Как рассказал Михаил Лосев, тест-системы нового поколения для диагностики гепатита С и ВИЧ-инфекции иммуноферментным методом впервые были изобретены на Западе и лишь потом начинали производиться в России. В случае же тест-системы для выявления гепатита В первенство принадлежит новосибирским ученым. Разработка компании ЗАО «МБС» позволяет определять скрытые формы инфекции, уменьшая трудовые и финансовые затраты лабораторий.
– Решение, которое мы нашли для данного продукта, нельзя назвать революционным, – подчеркивает директор ЗАО «МБС», – но оно демонстрирует высокий научно-технологический уровень и инновационный потенциал региона.
КУДА ДВИЖЕТСЯ РОССИЙСКАЯ ДИАГНОСТИКА?
Рассуждая о диагностике в целом, можно привести два классических иронических примера, которые характеризуют нынешнее состояние человеческого общества. Герой книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» прочитал на досуге медицинский справочник и нашел у себя все заболевания, за исключением родильной горячки. А английский философ Бертран Рассел как-то обмолвился: «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось». Но только ли в этом дело? Что влияет на развитие современной диагностики?
– Раньше многие инфекции легко подавлялись природным иммунитетом, – уверен Михаил Викторович. – Но изменяющаяся среда обитания позволяет проявляться все большему числу болезней. Развитие диагностики обусловлено реальными проблемами. Российские компании вполне конкурентоспособны в сфере разработки различных диагностических компонентов. Но вот инжиниринговая культура создания диагностического оборудования, к сожалению, развита плохо. Одна из основных задач российской индустрии на данный момент – научиться создавать современное оборудование, которое позволяло бы на равных конкурировать с западными компаниями. Вот где простор для инновационной деятельности.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТЕРЕОТИПОВ
Наличие идей для инноваций – еще не гарантия успеха. Михаил Лосев видит здесь взаимосвязь с другой, не менее серьезной проблемой:
– Для науки отрицательный результат – тоже результат. Российская, да и не только российская научная среда ориентирована на процесс получения новых знаний. Как направить сознание ученого на то, что он должен зарабатывать деньги не просто осваивая выделяемые средства, а быть мотивированным на конечный положительный результат? На Западе бизнес-культура прививается с детства, а у нас люди часто не умеют планировать даже бюджет своей семьи, не говоря уже о том, чтобы составлять бизнес-планы.
Выход из подобной ситуации, пожалуй, есть. Необходимо ускоренно развивать стратегическую, а не спекулятивную бизнес-культуру в прикладной научной среде: создавать коммуникативные площадки и бизнес-инкубаторы, организовывать взаимодействие бизнеса с вузами.
В свое время директор ЗАО «МБС» выступал одним из первых учредителей Ассоциации малых и средних высокотехнологичных компаний Новосибирска «СибАкадемИнновация». Тогда, в 2002 году, Ассоциация создавалась прежде всего с целью защиты интересов ее членов. Может быть, сегодня пришла пора задуматься о популяризации интеллектуального труда?
– Если мы хотим продолжать жить и работать в этой интеллектуальной среде, – уверен Михаил Лосев, – то должны создавать условия для ее развития. Для этого нужно скорректировать действия Ассоциации и поставить перед ней новые задачи.
Конкурс «Факел-2010» тоже можно отнести к средствам популяризации инновационных разработок. Напомним, что в первом туре 25 лучших проектов отобрали эксперты, а второй тур представлял собой народное интернет-голосование. Почувствовали ли пользователи сайта, отдавшие свои голоса за тест-систему для диагностики гепатита В, социальную значимость заявленного проекта, увидели ли в нем ту самую пресловутую инновационность, которая сейчас у всех на слуху?
– Для возникновения инноваций необходимо уметь выходить за пределы стандартов и стереотипов, – подытоживает Михаил Лосев. – Это можно сделать в любом возрасте, главное – не быть закрепощенным бытом, суетой и разными сиюминутными мифическими ценностями.
Но все же не только выход за границы стереотипов помог ЗАО «МБС» получить народное признание, но и тот неоспоримый факт, что компания приносит людям реальную пользу.
Елена НОСОВА
Комментарии
верно, даже повторение сделанного "не у нас" все же свидетельствует о некоем уровне. Можно спорить о его высоте,но хоть это могут. И то хорошо.