Инженерный турнир для школьников
Инженерный турнир для школьников
В Академгородке прошел первый турнир юных инженеров-исследователей, в котором приняли участие более ста школьников из Новосибирска и области. Организаторами соревнований стали Новосибирский госуниверситет, ассоциация выпускников «Союз НГУ» при поддержке НГАСУ, Институт автоматики и электрометрии СО РАН, ЗАО «Ледас», ООО «Компьютеры и сети» и компания «National Instruments».
Инженерный бой – он трудный самый
Представители 12 команд должны были продемонстрировать свою интеллектуальную мощь в десяти инженерных боях. Ученикам 5-11-х классов предлагались задачи по мехатронике, электронике, программированию и конструированию. По словам участников, решать их было сложно, но интересно. Юные инженеры должны были составить график работы завода, сконструировать устройство для ухода за комнатными растениями, создать скворечник в 3D.
Во время каждого боя школьники представляли готовые решения, отвечали на вопросы преподавателей-наставников и соперников из других команд. В жюри работали профессора НГУ, НГАСУ, научные сотрудники институтов ННЦ, специалисты инновационных компаний. Они оценивали технику исполнения проектных решений, их экономичность.
Самые юные участники турнира – пятиклассники Вероника Лаптева, Аня Бреславец и Тимур Соколов учатся в физико-математическом классе лицея №136. К боям их готовил преподаватель информатики Владимир Литвинов. Школьники должны были сделать конструкцию для максимально медленного непрерывного скатывания шарика. Модель у ребят получилась технически красивой и лаконичной, что отметили все члены жюри. Эту же задачу решали семь команд, пятиклассники 136-го лицея получили за нее второе место. По словам учителя физики Светланы Марущак, такой итог вполне закономерен: ребята месяц готовились к турниру и показали жюри уже третью модель.
Итоги и победители
Советский район представляли две команды из гимназии №3. Семиклассники Никита Чуб, Андрей Бобровский и Андрей Фишер выбрали для презентации популярную задачу про скатывание шарика. Чтобы замедлить движение объекта, ребята поместили в тоннель, по которому двигался шарик, специальные лепестки, сделанные на станке с числовым программным управлением. Преподаватели информатики Людмила Демьянова и Наталья Соседкина считают, что во время подготовки их воспитанники проявили себя настоящими исследователями и терпеливыми экспериментаторами. Чтобы добиться нужного результата, они не раз меняли форму и размеры тоннеля.
Большой интерес вызвал проект, над которым работали Валерий Майер, Дмитрий Ногай, Рамиль Рустамов, Алексей Краев и Михаил Богомолов из инженерного лицея НГТУ. Школьники сконструировали манипулятор, способный выполнять заданные действия под управлением датчиков, прикрепленных к руке человека. Например, перенести стакан с чаем.
Победителями турнира стали ребята из гимназии №7 «Сибирская». Их решения и модели жюри признало самыми законченными и аккуратными. Второе место заняли ученики школы №4, на третьем – команда из гимназии №3.
Вызовы времени
По словам председателя технического комитета турнира Галины Куклиной, соревнования юных конструкторов – своего рода ответ на технологические вызовы времени. Важно повысить престиж технических специальностей, интерес к ним.
– Участники боев показали умение работать в команде, находить нестандартные решения на стыке нескольких дисциплин, что очень важно для будущих инженеров, – говорит Галина Яковлевна.
Представитель жюри Евгений Пальчиков, д.т.н., ведущий сотрудник Института гидродинамики СО РАН, профессор НГУ наглядно показал, что спрос с инженеров больше, чем с ученых. Например, показатель эффективности работы научных сотрудников – так называемый индекс цитирования их научных статей. А к деятельности инженера подход совсем другой. Хороший конструктор вообще не имеет права ошибаться. Ведь нельзя построить десять хороших мостов и один плохой, который не выдержит нагрузки и упадет.
С мнением профессора участники турнира солидарны. Кроме того, они высказали мнение, что инженеры-конструкторы – люди, которые держат в своих руках судьбу научно-технического прогресса. Они должны все время учиться, чтобы решать технологические и производственные задачи на высоком уровне.
Инженерный турнир школьников выявил сильные и слабые стороны участников. К следующему бою они решили вооружаться уже сейчас.
Юлия ВЕРХУША
Фото автора
Комментарии