Инженерная школа НГУ: первые результаты
Инженерная школа НГУ: первые результаты
Михаил ФЕДОРУК, ректор НГУ:
– Инженерные кадры высшей категории необходимы для реализации Стратегии научно-технологического развития РФ – запуска процессов серийного предпринимательства, реализации масштабных технологических проектов, создания сети инновационных предприятий.
Потребность в инженерных кадрах остро испытывают и существующие компании: способность ставить и решать глобальные задачи, проектировать полный жизненный цикл изделия, понимать потребность конечного пользователя – это далеко не полный список компетенций, необходимых современному инженеру наряду со специфическими профессиональными.
Западное инженерное образование давно учитывает современные тренды: рост сложности инженерных решений, высокие требования к компетенциям в сфере IT, нацеленность на работу в новых технологических укладах. Существующие в России тематически специализированные вузы ведут качественную подготовку специалистов для решения типовых задач, деятельности в рамках существующих технологических стандартов.
Опыт ведущих инновационных университетов мира – таких как Массачусетский технологический университет, Стенфорд и Лёвен – свидетельствует о необходимости локализации исследовательского и инженерного образованиях в рамках одного учебного заведения: прорывные инженерные решения невозможны без опоры на исследовательские компетенции. Их высокий уровень могут обеспечить не многие российские университеты.
Кроме того, практика лучших инновационных вузов мира свидетельствует о том, что эффективность образования возрастает, если учебная программа предполагает как можно более раннюю постановку инженерных и предпринимательских компетенций. Есть все основания предполагать, что именно уровень бакалавриата представляется для инженерного образования наиболее перспективным в связи с необходимостью постановки инженерного мышления, которое, как и любое другое, реализуемое в рамках креативных сфер, требует как можно более раннего вхождения в деятельность, а также для устранения разрыва между школьными инженерными классами и уровнем инженерной магистратуры.
В соответствии с этими трендами давно обсуждалось решение об открытии Инженерной школы в Новосибирском госуниверситете на уровне бакалавриата. Пилотный проект в виде новой программы на Механико-математическом факультете стартовал в прошлом году. Для этого на мехмате был произведён дополнительный отбор: абитуриенты писали мотивационные письма, предоставляли портфолио своих инженерных или исследовательских проектов, проходили собеседование. Всего на новую программу «Искусственный интеллект и прикладной инжиниринг» отобрали 28 человек.
Обучение будущих инженеров выстроено таким образом, что они с первого года начинают работать над реальными проектами, которые должны представить уже на втором году обучения. Результатом одного из таких проектов стало мобильное приложение, которое разработали студенты-первокурсники Михаил Тютюльников и Константин Носорев. Программа позволяет автоматизировать процесс фиксации посещаемости студентов на занятиях: теперь преподаватель может установить специальное приложение, которое реагирует на касание студенческого пропуска и полный список присутствующих отправляет в личный кабинет на сайте.
Подобная система, но с использованием специальных устройств, работает в некоторых аудиториях НГУ уже второй год. Студенты предложили решение, которое позволит сделать систему более массовой и сэкономить на дорогостоящем оборудовании для считывания карт. Сейчас приложение проходит последние тестирования и к началу семестра будет размещено для бесплатного скачивания.
Инженерная школа – это именно образование, а не подготовка. Это значит, что учебный план предполагает широкий междисциплинарный бэкграунд, а также усиленный блок гуманитарных предметов: важно воспитать людей с лидерскими качествами, ориентированных отвечать на актуальные технологические вызовы и запросы общества.
Мы считаем, что масштабирование Инженерной школы может обеспечить регулярный поток технологических стартапов и образованных на их основе малых инновационных предприятий, а также привнесёт новые компетенции в исследовательские коллективы институтов Академгородка.
Комментарии