Играют бюргеры в войну
Играют бюргеры в войну
В арт-клубе «НИИ КуДА» в рамках сайенс-кафе «Эврика» 18 февраля немецкий режиссер и этнолог Аня Дрешке представила документальную картину «Гунны и монголы из Кёльна». Полуторачасовой фильм рассказывает об увлечении немцев историческими реконструкциями.
Открывая встречу, директор Гёте-Института в Новосибирске Штефани Петер отметила, что потребность человека быть другим универсальна, она проявляется вне зависимости от возраста, социального статуса, времени и места проживания. Известный русский литературовед Михаил Бахтин в работе «Поэтика Франсуа Рабле» рассматривал народно-смеховую культуру и карнавальное мироощущение как один из способов борьбы со старой картиной мира – путем создания другой реальности.
Оказалось, этот научный эпиграф не соответствует откровенно любительскому киноязыку немецкого этнолога. Фильм Ани Дрешке чересчур затянут. Автор отказалась от использования закадрового дикторского текста, а участники фильма, рассказывая о себе, не обращают внимания на хронометраж. Современные гунны используют грим, носят шкуры с металлическими украшениями. На знаменитых предшественников, наводивших ужас, они мало похожи. Ряженые кёльнцы показались мне участниками какого-то «пузан-шоу», чьи лишний вес и дряблость мышц отнюдь не повод зрителю лишний раз улыбнуться.
Основное место дислокации новых гуннов и монголов – летние лагеря. В окрестностях Кёльна на десять дней собираются около 5 тысяч любителей исторических реконструкций. Однако, возвращаясь почти на полторы тысячи лет назад, кёльнцы не отказываются от современного комфорта: в юртах можно встретить и чайник, и термос, и гладильную доску. На это несоответствие обратил внимание эксперт «Эврики» Вадим Зевлевер, руководитель военно-исторической группы реконструкции «Департамент N», преподаватель истории и исторического фехтования в центре патриотического воспитания «Витязь». Кроме того, в фильме не показана и конница. А ведь еще Чингисхан говорил, что кочевник без коня – бродяга!
Мнение коллеги поддержал Андрей Мельников, руководитель клуба исторической реконструкции «Северный берег»:
– Мы – новые варяги. Ежегодно в фестивальных боях участвует 15 клинков. В отличие от немцев, стараемся максимально соответствовать выбранной исторической эпохе: носим холщовые рубахи, стальные шлемы, по изображениям IX века построили корабль без единого гвоздя.
В ответ Аня Дрешке заметила, что для героев ее картины главное – изучение чужой культуры и дальнейшая популяризация этих знаний. «Племена» отличает любительское, а не научное понимание истории. За право побыть другими кёльнцам приходится платить: это и ежегодные взносы в клуб исторических реконструкций, и аренда земли под лагеря, не считая подношений шаману «племени»!
Мотивы массового страстного желания немцев почувствовать себя древними воинами интересуют Дрешке более всего. Переодеваться гуннами, монголами, викингами – давняя традиция. С 1823 года проводится знаменитый на весь мир Кёльнский карнавал, получивший название пятого времени года.
– Карнавал идет четыре месяца, с ноября по февраль, – рассказывает этнолог. – Новые гунны и монголы тоже участвуют в нем, позиционируя себя представителями отдельной субкультуры. Ролевые игры помогают идентификации с героями. И это не актерство, ведь артисты после спектакля идут домой нормальными людьми. А участники исторических реконструкций глубоко погружаются в создаваемые ими образы. Одни женятся по обрядам древних племен, другие заявляют о том, что хотят быть погребенными в амуниции гуннов.
Алексей Мельников тоже не считает ролевые игры детством:
– Я благополучен: женат, есть квартира. Зачем беру в руки меч? Для меня это больше, чем привычка. Кто три часа провел в жаркой схватке, никогда не откажется вновь выйти на поле брани!
Аня Дрешке продолжает свои исследования. Съемки нового фильма по визуальной антропологии проходят в Марокко. Режиссер пообещала устроить в Новосибирске показ картины, и тоже с последующим обсуждением.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото предоставлено Гёте-Институтом в Новосибирске
Комментарии