Я вырос в книжном шкафу...
Я вырос в книжном шкафу...
Магия печатного слова всегда притягивала и завораживала, увлекая в мир приключений и удивительных историй. Маленьким бабушка водила меня в библиотеку заводского общежития в Дзержинском районе Новосибирска. Читать я тогда еще не умел, но, слушая сказки и детские фантастические рассказы, прочно впитывал их в свою память. Больше любого другого времени суток нравилось то состояние покоя в послеобеденные часы, когда в доме воцарялась тишина. Все домочадцы были на работе или учебе. Тикали часы, в углу тихо играло радио. А бабушка читала книгу.
Годом-другим позже, когда семья уже переехала в Академгородок, она стала учить читать меня – писала слова на на свободном поле газетного листа, а я, знавший буквы, пытался их соединить. В первый раз со словами «рыба» и «пчела» справился быстро, а вот с «интернационалом» пришлось попотеть.
Став немного старше, мы узнали, как пишется слово «дефицит». За дефицитом – копченой колбасой, тушенкой, апельсинами – наши мамы стояли в многочасовых очередях. Им хотелось порадовать домашних чем-то вкусным к Новому году. А пока никого не было дома и некому было усаживать за уроки, я проводил время в книжном шкафу. Он был неглубок, и дверь, которая открывалась внутрь комнаты, создавала небольшое обособленное пространство возле. В этом закутке проходили долгие часы за чтением собрания сочинений Стивенсона, Конан-Дойля, Уэллса. На книги в СССР дефицита не было.
Потом я стал ходить в 38-ю детскую библиотеку. Солнечный свет играл пылинками, золотистым лучом прорезая сумрак книгохранилища. Тысячи томов, уставленные рядами на стеллажах, заглушали все звуки, доносящиеся с улицы. Каждый поход сюда будил новый оборот юношеских фантазий. После путевых заметок Максима Зверева, основателя Новосибирского зоопарка, мне хотелось быть ученым-натуралистом и колесить по просторам огромной Родины. А книгу Тура Трункатова «Приключения Гука», своеобразное художественное описание жизни дельфинов, перечитал 11 раз!
Так, понемногу взрослея, погружаясь в книжный мир, мы и себе открывали мир. Хотелось, чтобы общение с богатствами мировой литературы передалось нашим детям и внукам, а потому особое внимание и прежде, и сейчас мы с женой отдаем формированию библиотеки домашней. В Новосибирске это сделать не трудно.
Удивительно, что в годы кризиса, когда, по сути, рухнула отечественная промышленность, производство книг не упало. Живы и библиотеки нашего детства, ГПНТБ, магазин «Академкнига»... В середине девяностых поднялся новый отечественный бренд – «Топ-Книга». А около трех лет назад в Торговом центре Академгородка открылся магазин «BOOK-LOOK». И очень быстро стал популярным.
*** *** ***
Как руководитель литературного клуба «На Полевой» я знаю, что для поэтов и писателей «дворового масштаба» любой выход к читателям и слушателям – праздник. Несколько раз выездные выступления мы делали в «BOOK-LOOK». Иногда на эти литературные вечера приглашали молодых музыкантов. Выступали здесь и мастера слова, например, прошлой весной был писатель Дмитрий Быков. В магазине нашел приют клуб лоскутного шитья. Да и вообще частенько люди приходили в этот магазин не только для того, чтобы сделать покупку, а просто посидеть, полистать книги. Их никто не гнал.
Казалось, свет не померкнет. Увы, всё хорошее не вечно. СО РАН, согласно действующему законодательству, выставило помещение на открытый аукцион. «Сбербанк» предложил арендную плату в 3,5 раза больше. Так судьба книжного магазина «BOOK-LOOK» была решена.
Не спорю, это всё по закону. И банк жителям Верхней зоны, конечно, нужен. Но почему единственной мерой ценностей становятся деньги?
Есть правда в этом мире? Наверное, где-то есть...
Евгений МАРКОВ
Комментарии