• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 16:54 четверг, 25 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    25.04.2024
    USD: 92.51
    EUR: 98.91
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Я б в ученые пошел…

    Я б в ученые пошел…

    Проект «Наука детям» отметил свое пятилетие.

    Вечером 14 марта на юбилей волонтерского проекта «Наука детям» собрались его участники и партнеры – подарки, сюрпризы, поздравления не прекращались более трех часов. Организовал праздник фонд «Эндаумент НГУ», под чьим патронажем развивается проект.

    «Ты помнишь, как все начиналось...»

    Первая попытка начать работу по популяризации науки среди школьников у 20 стипендиатов фонда Потанина вышла неудачной. Защитить свой проект «Play science» и выиграть грант молодые новосибирские ученые не смогли, уступив коллегам из Томска. Но решили довести начатое до конца, и на летней школе фонда, проходившей на следующий год в Новосибирске, проект «Наука детям» был признан лучшим и получил грантовую поддержку – 100 тысяч рублей. Осенью 2009 года студенты-старшекурсники и выпускники НГУ должны были начать читать лекции школьникам Академгородка по химии, физике, археологии, геологии и геофизике, математике, социологии, медицине, биологии и гуманитарным дисциплинам.

    В команде победителей на тот момент осталось всего семеро. Рассказывает выпускник НГУ Владимир Соловьев:

    – Я сам хотел влиться в эту компанию, но уже запустил свой проект по работе с одаренными детьми. Рассказал о «Науке детям» знакомым, и команду по биологии собрали за два дня. Причина оперативности проста – многие студенты хотят попробовать себя в роли преподавателя, формируя новый образ ученого – человека молодого и креативного.

    Один из руководителей «Науки детям» Александра Пыряева призналась, что старт проекта не предвещал ему успеха.

    – Полгода набирались опыта, – вспоминает она. – Говорить о науке с младшими школьниками оказалось непросто. Наша аудитория начиналась с семи школ, мы прочли лекции тысяче детей. Затем заработало учительское «сарафанное радио», и с 2011 года мы вышли на общегородской уровень.

    «Чего один не сделает, сделаем вместе»

    Сейчас ребятам приходит до 30 заявок в месяц. В команде на постоянной основе задействованы около 80 человек. Ширится и география – на лекции в поселке Сокур съехались учащиеся 15 школ из окрестных деревень. Бригады «Науки детям» выезжали в Барнаул, Красноярск, запланированы лекции в Иркутске и Омске. Как заявил руководитель проекта Сергей Ти, партнерские отношения установлены с 30 школами города и области.

    – Появилось понимание, что у проекта долгая жизнь, – рассказывает Сергей. – Учителя говорят, что после наших лекций у детей горят глаза, интерес к учебе повышается по всем предметам. Но пока в одну и ту же школу мы можем приехать два раза в год, а нужно чаще. Для этого планируем увеличить число наших лекторов на порядок: с 80 до 800 человек.

    Многие из первых участников проекта «Наука детям» ныне работают за рубежом. И на юбилей несколько «старожилов» прислали видеоприветы. Геофизик Юрий Иванов, сдерживая волнение, вспомнил, как в гимназии №3 читал лекцию для девятых классов, а спустя несколько лет студенты НГУ признались, что решили изучать геофизику именно после его лекции. Петр Пономаренко, умеющий провести занимательный физический опыт с любым предметом, будь то монетка или пенал, поделился своим жизненным кредо: необходимо строить грандиозные планы и добиваться реализации своей мечты! А его коллеги рассказали о педагогическом ноу-хау Петра. Перед лекцией он говорил ребятам: «Давайте, как только я скажу «лисичка», все поднимаем указательный и безымянный пальцы вверх и смотрим на них, не произнося ни звука, чтобы не спугнуть мышь, на которую наша лисичка охотится!» И внимание детей переключалось, обсуждение опыта или перекрикивания тут же прекращались, лекция шла своим чередом.

    Советы старейшин

    Участников проекта поздравляли не только виртуально. Ректор НГУ Михаил Федорук заявил:

    – Студенты НГУ – будущая научная элита страны. Поэтому наш вуз будет и впредь поддерживать столь важный проект, как «Наука детям», во всех начинаниях.

    В ответ на это ректору был вручен специальный диплом, удостоверяющий, что Михаилу Федоруку присвоено почетное звание «Друг проекта». Свидетельство о дружбе вручено и представителям совета научной молодежи СО РАН, один из аспектов деятельности которого – работа со школьниками.

    Декан физфака НГУ Александр Бондарь уверен, что проект «Наука детям» – исключительно нужное дело:

    – Вы занимаетесь не только приобщением молодого поколения к науке, но и просвещением. Это важнейшая миссия интеллигенции.

    Среди участников проекта есть и абсолютный рекордсмен по числу прочитанных лекций. Это выпускник ГГФ НГУ Павел Бекешко, переставший подсчитывать свои выступления после 70 выездов. Выступающему перед детьми с 2009 года Павлу было присвоено звание «Профессионал «Науки детям».

    – Встречи со школьниками – это очень яркие впечатления, – говорит он. – Никогда не забуду, с каким вниманием слушали доклад про магнитное излучение ребята из Мошково. Но лекция – это не только рассказ. К примеру, на одной из встреч я встал в угол класса и начал прыгать, а ребята смотрели на экран айпада, где тут же фиксировались сейсмические колебания.

    Звания «Эксперт проекта» были удостоены Игорь Карпов, Сергей Абраменко, Дмитрий Гаськов, Данила Барский, Артем Лисачев, Илья Кочетыгин, Ирина Гостина, Марина Нестерова и сразу три Кати – Ефимова, Никиенко и Рыткина.

    Приятные сюрпризы

    Большой интерес вызвала неофициальная часть программы. С антинаучными докладами выступили новоявленный эксперт Дмитрий Гаськов и аспиранты НГУ Павел Ломов и Александр Ткачев. Представив внушительный видеоархив, Дмитрий сообщил о своем научном «открытии», состоявшем в том, что «дольмены не являются ни жилищем для карликов, ни порталами в параллельные миры, это – огромные бутылки, расположенные неподалеку от огромных камней в виде пробок, и, стало быть, изучение дольменов необходимо рассматривать с точки зрения энологии – науки о винах». А Ломов и Ткачев предложили заглянуть в будущее. Оказывается, через 1000 лет на территории нынешнего Академгородка будут произведены раскопки, и  аспиранты пришли к выводу, что Академгородок погиб от вырубки леса и захламленности, и призвали беречь этот ареал науки, чтобы потом его не пришлось откапывать.

    Павел Ломов блеснул и в роли ведущего импровизированного заседания клуба «Что? Где? Когда?». Два десятка вопросов, на которые предстояло ответить командам, различались по уровню сложности. Если сообразить, «в каком месяце 28 дней» особого труда не составило, то догадаться, почему «Бог есть везде, кроме чуланчика пана Ковальского», смогли далеко не все.

    Самым трудным творческим заданием стало упражнение в риторике. Командам было предложено поздравить проект «Наука детям» с обязательным использованием следующих слов: «бифуркация», «гомеостаз», «ингибитор», «синхрофазотрон», «леваллуа», «шпреуштейнизация». Отдельные гуманитарии при помощи мобильного Интернета узнавали в Википедии, что скрывается за тем или иным набором букв в кавычках. Размеры представленных поздравлений варьировались от трех строк на салфетке до исписанного с обеих сторон листа ватмана. Однако наибольший эффект вызвало приветствие коллегам, написанное командой Ильи Кочетыгина пятистопным ямбом! Зал рукоплескал, пока кто-то не произнес слово «лисичка»…

    Суть проекта – пробуждение интереса ребенка к постижению мировых законов, природы физических явлений, красоты решения задач. Участники «Науки детям» делают очень многое, чтобы школьник мог, дополняя известное стихотворение Маяковского, сказать: «Я б в ученые пошел, пусть меня научат!» Выучить «на ученого» нельзя – им можно стать, только пройдя долгий путь из проб и ошибок, озарений и свершений. Но благодаря участникам «Науки детям» кто-то из школьников, прослушавших пару дополнительных лекций, сделает по этой дороге первые шаги.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Идёт большая вода
    139 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    Планы на лето: работы много
    154 1
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    Для полноты жизни
    108 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    65 лет спасают от огня
    139 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    Праздник весны и созидания
    126 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    С Первомаем!
    122 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24

    Популярное