Гудвин, веселый и находчивый (фото)
Гудвин, веселый и находчивый (фото)
В клуб «Интеграл» прибыл проект «Куклы без кукловода». Томская галерея «Аниматроник» готова удивлять и смешить посетителей выставки синтезом театра, робототехники и кукольного мастерства.
Вокруг царят куклы. Но это не просто красиво одетые фигуры, выстроенные композиции и искусно вырезанные из сибирского кедра руки и лица. Куклы говорят, смеются, рассуждают, вполне правдоподобно жестикулируют и выдерживают глубокомысленные паузы. Вот строчит на машинке Швея, решившая не уходить из магазина тканей, «зажигает» в лучах лазерного шоу Диджей, Секретарша спрашивает, готовы ли вы любить ее шефа, как она, а современный Пират торгует контрафактными дисками, жалуясь на нелегкую жизнь. Чувствую себя героем сказки Волкова про Изумрудный город, в которой оживают гигантские головы и красавицы-русалки.
Андрей Рюмин, директор галереи «Аниматроник», как и Гудвин в этой сказке, появляется откуда-то из темноты. Но его «разоблачение» волшебству совсем не мешает. С технической точки зрения эти куклы – программируемые роботы размером от 30 см до человеческого роста, но по восприятию – настоящие актеры, спешащие показать театральную миниатюру. Все они создавались на заказ для выставочных центров и витрин, для баров и университетов, а также как VIP-подарки.
История, которая остается за кулисами, не менее интересна, чем предложенная зрителю. Андрей рассказывает, что по заказу к юбилеям не раз делали «дублеров» высокопоставленных людей. Тут создателям пришлось попотеть – поискать в Интернете интересные сведения, найти голос, записанный в приличном качестве, изучить типичные жесты.
– С политиком Сергеем Мироновым нам повезло: нашли чудесное интервью, где он пел самые разные песни – дворовые, бардовские, армейские. Кроме того, он в прошлом геолог и по сей день собирает камни. Так и появился образ Мужчины в камуфляже у костра, интересного рассказчика и анекдотчика. А вот шикарных интервью с Эльвирой Набиуллиной мы не нашли, только сухие выступления по работе. Но интересный ход все равно придумали. Кукла в образе мага-предсказателя сидит на стопке книг «Экономика в свете кофейной гущи», «Кармические аспекты НДС», «Ясиновиденье», «Аура и Аурум» и голосом главы Минэкономразвития предсказывает будущее страны. Говорят, оригиналу подарок понравился…
– Когда подарок заказывают друзья, как правило, с поиском информации проблем нет, – продолжает Андрей. – Например, друг футболиста Дмитрия Сычева снабдил нас всем необходимым: видео- и аудиоматериалами, формой и экипировкой. Зацепила сычевская бутса. В итоге звезда «Локомотива» сидит внутри шестидесятисантиметрового «Найка» (кедр, ручная работа, каждый шнурок тщательно вырезан скульптором) и рассказывает о своей жизни под музыку любимых «Сплинов».
Многих кукол озвучивали профессиональные актеры, например, «сын лейтенанта Шмидта» Вячеслав Гуливицкий. В композиции «Три Богатыря» он убедительно говорит и за Ельцина, и за Путина, и за Горбачева.
– Важно не просто создать более сложный вариант китайских Дедов Морозов с их двумя притопами-прихлопами, – рассказывает мой собеседник. – Мы стараемся, чтобы поведение куклы было по-человечески сложным, в некотором смысле непрогнозируемым. Чтобы она совершала неожиданные движения, но в нужный момент выдерживала паузу, к определенному слову был привязан некий жест. Приступили к созданию автоматизированных спектаклей, экспозиций, живых витрин с большим количеством персонажей, связанных единым сценарием. Технология при этом – необходимый, но недостаточный элемент. Главное – придумать куклу, создать ее образ. И только потом за работу берутся мастера, талант которых уникален. Сейчас у нас 4 постоянных сотрудника: «головорез» Наташа Алексеева – скульптор по дереву и художник, механик-конструктор Александр Осипов, который создает робота ручной сборки, инженер-электронщик Владимир Макеев, прокладывающий нервы-провода от мозга к периферии, и программист-разработчик Юрий Мальцев, который оживляет неподвижное железо нажатием клавиш на ноутбуке.
Выставка веселых роботов (так она названа в афише) продлится до 20 декабря.
– А почему веселых? – спрашиваю, уходя.
– Так это же самое главное, – отвечает Андрей. – Кукла должна нести позитив, быть прикольной. Мы даже для павильона ужаса в Краснодар сделали персонажей, которые больше смешат, чем пугают. Пора изгонять зевоту и скуку из музеев и выставок.
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии