«Гражданская платформа» предлагает реформировать систему депутатских наказов
«Гражданская платформа» предлагает реформировать систему депутатских наказов
В период предвыборной кампании идёт формирование депутатских наказов. Делается это, как правило, в три этапа.
На первом этапе кандидаты в депутаты, выдвинувшиеся по одномандатным округам, проводят встречи с избирателями, на которых пытаются понять, что же больше всего интересует простых людей. А затем сами граждане должны провести собрание избирателей округа, куда должно прийти не меньше 25 человек, и за счёт голосования определить наказы будущему депутату. Это могут быть пожелания обустроить во дворах детские игровые площадки, провести освещение, отремонтировать пешеходные дорожки – в общем, относительно несложные для выполнения задачи. Конечно, бывают и более масштабные наказы: построить на территории округа современное спортивное сооружение, расселить и снести ветхое и аварийное жилье.
Но наиболее важен третий этап – обсуждение на сессии городского Совета депутатов. И часть наказов может быть отклонена. Причиной, как правило, является состояние городской казны. Ведь не секрет, что сейчас бюджет Новосибирска дефицитен, а финансируется выполнение принятых наказов именно из городской казны. Программа наказов принимается на пять лет, то есть на время работы состава избранных депутатов.
Вот как на практике выглядит система сбора и принятия депутатских наказов. Да, конечно, это один из наиболее значимых каналов взаимодействия населения и власти. Но как эта система функционирует сейчас? На этапе предвыборных встреч депутаты собирают поручения избирателей, имеющие общественное значение, затем, после избрания, структурируют их, объединяют повторяющиеся, анализируют, какие задачи приоритетны, часть по тем или иным причинам исключают. Итоговый список наказов утверждается голосованием горсовета или Законодательного Собрания в зависимости от того, о каком уровне представительской власти идёт речь. В итоге формируется план исполнения наказов и утверждается определенный бюджет. За время работы текущего созыва, напомню, было исполнено более 1300 наказов на общую сумму 9,5 млрд рублей.
Но стоит отметить, что право принятия или отклонения того или иного наказа по-прежнему остаётся за самим депутатом. Кроме того, на этапе сбора предложений и пожеланий жителей не всегда очевидно, насколько масштабной, с точки зрения самих избирателей, является та или иная задача. То, о чём заявляют одни группы людей, может совершенно не волновать других; третьи и вовсе остаются безучастными. А участие большинства избирателей в формировании наказов и возможность им самим расставлять приоритеты позволила бы более эффективно решать наиболее значимые для населения проблемы.
При нынешнем стремительном развитии Интернета как коммуникационной среды эффективным инструментом сбора наказов и их структурирования по приоритетам могут стать такие ИТ-продукты, как «Мой Новосибирск». Интерактивные площадки, на которых люди заявляют свои требования, а затем путём голосования всех заинтересованных лиц расставляют приоритеты и предлагают решения, пользуются всё большей популярностью. Такие ресурсы позволяют без значительных временных и организационных усилий провести исследование той или иной проблемы и получить оптимальное для большинства участников дискуссии решение. Нередко эти площадки становятся и краудфандиговыми ресурсами, где каждый может заявить об участии в решении той или иной задачи.
Немаловажный фактор – прозрачность подобной интерактивной системы. Каждый человек получает возможность видеть, как другие люди расставляют приоритеты, и решение какой задачи большинство из них считает первоочередным. Это даёт возможность инициировать обсуждение той или иной проблемы здесь же – посредством блиц-опросов, онлайн-голосований и так далее – и снижает общую напряжённость в обществе.
В дальнейшем подобный ресурс позволит контролировать исполнение наказов. Люди смогут отслеживать, выделено ли финансирование и в каком объёме, в какие примерные сроки тот или иной наказ будет исполнен и кто из представителей исполнительной власти задействован в процессе, либо по каким причинам выделение средств откладывается и на какой стадии решение задачи остановилось, каких нефинансовых ресурсов не хватает.
Возможность маркировать наказы по приоритетам и степени выполнения позволила бы вовлечь в процесс решения общегородских задач наибольшее число жителей, привлечь нефинансовые ресурсы, повысить гражданскую ответственность населения и снизить уровень раздражённости по отношению к представителям власти.
Одна из основных задач партии «Гражданская платформа» – организация по-настоящему эффективного взаимодействия населения с властью, в новых условиях – новыми, современными инструментами. Вовлекая в этот процесс как можно больше жителей региона, предоставляя им возможность заявлять свои требования и в реальном времени контролировать действия власти, мы способны выстроить по-настоящему конструктивное взаимодействие внутри общества.
Думаю, в этом случае изменится восприятие избирателями и своих представителей в депутатском корпусе, и системы наказов в целом. Из нынешнего пассивного «дал ему наказ и жду: если не выполнит, то в следующий раз выберу другого» она трансформируется в активное «дал наказ, контролирую, участвую».
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нам нужно наконец-то отказаться от пассивной роли и участвовать в решении задач сообща и посредством современных – эффективных и прозрачных – способов взаимодействия.
И в единый день голосования, 13 сентября, нужно прийти на избирательные участки, чтобы сообща изменить нынешнюю систему взаимоотношений жителей, депутатов и власти.
Партия «Гражданская платформа» призывает вас не быть безучастными свидетелями, а проявить гражданскую сознательность и сделать свой правильный выбор!
Ирина ТРАВИНА,
руководитель Ассоциации «СибАкадемСофт»
Оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения Региональное отделение в Новосибирской области Политической партии «Гражданская Платформа», зарегистрировавшего список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Совета депутатов города Новосибирска.
Комментарии
Возможность для каждого участвовать, но отсутствие обязанности участвовать в принятии решений, естественно, представляет некоторую угрозу получения ложного результата.
Но такая угроза характерна для низких уровней информированности населения и единовременным голосованием с использованием бюллетеней и прочей атрибутики. Если голосование электронное, рейтинговое и растянутое по времени (неделя, месяц...), то подтасовать результаты становится практически неразрешимой проблемой, а достаточный период времени, позволяет пассивным гражданам в достаточной мере возбудится и высказать своё мнение, если оно появилось.
Кроме того, для блокировки не устраивающих достаточное количество граждан решений, при правильной организации, должны быть территориальные и групповые ограничения, требующие консенсуса. Ну и всегда есть возможность собрать пороговое число голосов и переголосовать, без уличных протестов и гражданской войны, которые в таких условиях теряют смысл.
Таким образом, народовластие это и есть социальная конструкция обеспечивающая минимум социальной напряжённости, максимум социальной устойчивости и максимум возможностей для социального развития.
В чём уязвимость и где корень неустойчивости государственного устройства на основе выборной автархии и аристократии? (то, что именуют "представительная демократия")
1. Уязвимость.
Ответственность отдельных лиц или ограниченных групп лиц, которую они не могут нести без последствий, возможность оказывать на них давление с целью склонить к действиям, затрагивающим интересы народов и государств.
2. Неустойчивость.
Мысли о необходимости изменений посещают граждан тогда, когда они не могут ни на что повлиять и ни за что не несут ответственности.
А кто не может существенно повлиять на свою судьбу, судьбу своей страны и ни за что не отвечает? Ответ на поверхности - это раб.
Совершенно при этом не важно, насколько раба "хорошо кормят".
Всякая из цветных революций последнего времени, основывается на отсутствии народоуправления. Но это отсутствие порождает неустоичивость,которую можно ликвидировать, если будет возможность привлекать население к решению государственных проблем.
мощнейший спорткомплекс "Энергия" на ОбьГЭСе - построили и запустили, так, что туда даже городские и областные секции перетащили. А на Шлюзе - дыра: если опять избрать Медведева, Шлюз снова ничего не получит. Да и адвокат он - ноль целых ноль десятых. Пять лет назад после проигрыша Казака по ОбьГЭСу, надумал Медведев со мной судиться в защиту "чести и достоинства". Сказать ,что я его размазала по стенке тонким слоем - не сказать ничего. Так этот "коммунист"-"адвокат"-самоучка содрал со своего партийного коллеги Казака 15 тысяч рублей за адвокатские услуги. Плюс затраты на филологическую экспертизу. Вот такой он "бескорыстный" и "грамотный" "юрист". Такой же и депутат. Я хожу по судам по делам соседних садовых обществ, и никогда ни копейки ни с кого не взяла.
Очень жалко, что кандидаты в депутаты , все до единого, так и не понимают своего предназначения и своей функциональной идентичности: они должны не копейки делить, а создать систему, правила, нормативы, местные законы, науку. А закон - это правильная юридическая формула существования и организации социальных, экономических, политических, общественных процессов и гражданских институтов. Это наука. И предназначение депутата - такие формулы создать, обеспечить их правильное и, главное, однозначное толкование и прозрачное правоприменение, равнораспределенность бюджета и равнодуступность к нему. И аргументами в такой формуле должы быть все общественные и социальные потребности и все бюджетные и экономические возможности. Их нужно свести.
И еще. Чисто субъективное. Нужно поменять дресс-код - яркое платье на деловой строгий костюм темного цвета.