ФМШ как мировой тренд
ФМШ как мировой тренд
В Президиуме СО РАН состоялась пресс-конференция, посвященная пятидесятилетнему юбилею Специализированного учебно-научного центра НГУ, известного как физико-математическая школа.
С журналистами встретились директор школы Николай Яворский и два ее выпускника: заведующий лабораторией Института ядерной физики, член-корреспондент РАН Василий Пархомчук и заместитель директора Института гидродинамики Сергей Головин. Они поделились воспоминаниями об учебе и рассказали, чем именно уникальна знаменитая школа.
Путь в науку
– Я учился в селе, – рассказал Василий Пархомчук. – И когда приехал в ФМШ, думал, что физика – это уже законченная наука, а теперь надо заниматься чем-то еще. Пора на автомобилях ездить – вот это интересно, а учебник написан сто лет назад. У меня не было представления о том, что в этом предмете есть место для творчества. А понимание того, что физика есть незаконченная жизнь, произошло благодаря преподавателям ФМШ и открыло мне путь в науку.
В то время физматшкола только начала свою работу. Не было ни учебных программ, ни пособий, ни опыта работы, так что учились не только воспитанники, но и преподаватели – ученые Академгородка. Например, для лабораторных работ из институтов СО РАН было привезено оборудование, которое школьники изучали с большим энтузиазмом.
– Многие из моих преподавателей потом стали академиками, например, учитель физики Владимир Евгеньевич Захаров, ныне главный научный сотрудник Института лазерной физики СО РАН. Мы вместе решали задачи и путались в решениях, иногда заходя в тупик. Это был мастер-класс того, как делается наука: решая научные задачи, мы не знаем ответа заранее, – вспоминает Василий Пархомчук.
– В ФМШ поначалу было ощущение, что та математика и простейшая геометрия, которую мы изучали в обычной школе, «настоящие», а то, о чем нам говорят на лекциях, – это какая-то игра разума, – дополнил Сергей Головин. – Не очень пригодится в жизни, хотя и интересно. Позже пришло понимание, что интегралы, производные – рабочий инструмент в руках ученого. Новая форма обучения: семинары, лекции, экзамены – все очень отличалось от того, к чему мы привыкли. В физматшколу всегда приезжали ребята, которые в своих школах, что называется, шли на медаль и привыкли быть на первых ролях. А тут вокруг тебя все такие. Я в ФМШ получил первую в своей жизни тройку по физике, потом исправил на четверку и был очень горд. Физматшкола уникальна как промежуточная форма между обычной школой и университетом. После нее в вузе учиться гораздо проще: сдав первую сессию на все пятерки, я удивился и понял, что в этом был смысл.
Директор СУНЦ Николай Яворский рассказал о трудностях, с которыми было сопряжено создание ФМШ. Как известно, постановление об открытии школы вышло уже после того, как ученики приступили к занятиям.
– Все началось со Всесибирской олимпиады, целью которой был поиск одаренных детей, которых затем пригласили в первую летнюю школу. Два месяца с ребятами занимались наши ведущие ученые. Потом возникла растерянность, поскольку разрешения на создание школы не было, но 21 января 1963 года школа начала работу. Смелость Лаврентьева и его единомышленников потрясает. Но Алексей Ляпунов, прочитавший первую лекцию, и первый директор физматшколы Петр Семеряко были фронтовиками, сам Лаврентьев много работал на фронт – это были бесстрашные люди.
Смещение акцентов
Более сорока процентов преподавателей ФМШ – обладатели ученой степени, лекции ребятам читают 25 профессоров, 90 доцентов: это ведущие специалисты Сибирского отделения РАН.
– Также более сорока процентов преподавателей составляют наши выпускники. Причем некоторые говорят, что просто хотят работать с детьми, потому что любят школу. Без этого мы бы не выжили в 90-е, когда не было денег даже на питание, и преподаватели отдавали свою зарплату детям, – рассказал Николай Яворский.
За пятьдесят лет истории школы выпущено более полусотни учебников по физике, математике, химии и другим предметам. Учебник биологии издается издательством «Просвещение», по нему, со слов директора, «учится вся Россия». Всемирно известен и переведен на многие языки задачник по физике Савченко, выдержавший уже четыре переиздания. Славу СУНЦ по-прежнему составляют его ученики, многие из которых становятся победителями и призерами различных олимпиад. Прошлый год выдался особенно «урожайным»: девятнадцать учеников отличились на Всероссийской олимпиаде – такого не было за всю историю физматшколы. Однако победы на олимпиадах – это еще далеко не все, считает директор:
– Михаил Алексеевич Лаврентьев говорил так: вы сюда приехали благодаря олимпиаде, и хватит, надо делом заниматься. Долгое время в ФМШ не уделяли олимпиадам столько внимания, но сейчас это показатель, по которому судят о школах. Процент ребят, занявших призовые места на Всероссийской олимпиаде, у нас самый высокий в стране. Абсолютное первое место по биологии, два места по экономике, десять – по химии. Заметно, как постепенно смещаются интересы общества. XX век был веком физики и больших открытий, в XXI-м все большее значение приобретают науки о жизни, развиваются нанотехнологии. Меняется и университет: в последние годы открылись новые факультеты. Мы должны все это учитывать, более детально рассматривая учебный план. Если Новосибирский государственный университет, как планируется, попадет в сотню лучших, обучение начнется и на английском языке – наши дети должны быть к этому готовы. Еще одна важная компонента – воспитание гражданской позиции и воли к победе. Чтобы добиться цели, нужно уметь идти до конца и много работать, а детей сегодня дезориентируют СМИ.
Коррективы в процесс обучения внесло и появление ЕГЭ, ведь раньше выпускники ФМШ имели возможность поступить в университет, минуя вступительные экзамены.
– Нужно научить ребят сдавать Единый госэкзамен, а это дополнительная нагрузка и время учебного процесса. Кстати, не все наши «звездочки» получают на тестах сто баллов, хотя в целом результаты отличные, – считает директор. – Внес коррективы и новый закон об образовании. В нем появилась статья про одаренных детей, а значит, мы попадем в правовое поле.
По словам Николая Яворского, открытие ФМШ положило начало общемировому тренду:
– Мы были первыми, потом появились другие физматшколы. Какое-то время их насчитывалось всего 10-15, примерно по одной на каждую союзную республику, а сегодня в каждом мегаполисе их десятки. Появление гимназий и лицеев – прямое следствие развития физматшкол. Возникает конкурентная среда и между образовательными учреждениями, и территориальная. Если раньше мы ездили фактически по всем регионам Сибири и Дальнего Востока в поисках одаренных ребят, то сейчас нас, скажем так, не везде пускают. Системы подготовки талантливых детей во многих странах также развиваются, причем вдали от посторонних глаз. В частности, в Израиле, в Китае это фактически государственный секрет. Сегодня физматшколы – мировой тренд, появившийся у нас в Академгородке.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
На фото автора: В. Пархомчук и Н. Яворский
Комментарии