• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 18:40 четверг, 28 марта
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    28.03.2024
    USD: 92.59
    EUR: 100.27
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Фестиваль «ХАОС» как реабилитационный курс

    Фестиваль «ХАОС» как реабилитационный курс

    Фестиваль «ХАОС» как реабилитационный курс

    Театральный форум, завершившийся в Новосибирске, выявил сразу несколько новых трендов. Во многих показанных спектаклях мощная литературная основа: Мольер, Толстой, Горький, Достоевский, Платонов, Сорокин, Алексиевич… Обращение к классике требует новых режиссерских решений, и для того, чтобы быть актуальным, театр выбрал форму гротеска.

    Еще один тренд, выявленный фестивалем: на подмостки вышел новый демиург – человек в погонах. О вмешательстве силовиков в частную жизнь – спектакли «Занос», «LeТартюф» и даже «Мещане».

    Запоминающийся фарс в программе фестиваля «ХАОС» – постановка пьесы Горького в питерскомТЮЗе (режиссер Елизавета Бондарь). Перед зрителями, занявшими места на авансцене театра «Глобус», – 4-комнатная квартира метражом обычной студии. Пол неровный, отчего сразу отчетливо ясно: жизнь в этом доме катится по наклонной. Режиссер предложила артистам «в поисках потерянного рая» необычный способ сценического существования: все действующие лица говорят и двигаются крайне необычно, выглядя то ли заведенными куклами, то ли живыми трупами. Мелодика речи – а-ля Елена Соловей в культовой кинокартине Михалкова «Раба любви».

    – Поверили режиссеру легко и сразу, но актерские маски искали долго и трудно, – подчеркнула Анастасия Казакова, исполнительница роли Поли.

    Одна из самых любопытных сюжетных линий питерских «Мещан» – дневники для охранника. В отсутствие жильцов дома Бессеменова человек в камуфляже ведет себя как истинный хозяин: валяется на кроватях, берет чужие вещи. Монологи основных героев пьесы, озвученные уже «нормальными, человеческими голосами», записаны на диск. Литературная обработка актерского вербатима – от шеф-драматурга Сергея Давыдова. Разумеется, никакого охранника с рацией у Горького нет. Этого вставного героя придумали вместо антрактов. Рация появилась буквально за два дня до премьеры – и стала главной в мещанском жилище.

    Пьеса 1901 года о разрыве связи поколений внутри семьи Бессеменовых очень точно попадает в сегодняшний день, когда система ценностей родителей воспринимается их отпрысками в гаджетами в руках чуть ли не доисторической. На вопрос, возможно ли новое обращение режиссера к текстам классиков, Елизавета Бондарь ответила:

    – У моего друга, режиссера Антона Маликова, уже трилогия по Горькому. А я к этому не готова. Для меня Горький в первую очередь сатирик, и задачу раскрыть этот тезис я уже выполнила.

    Еще один театр из Санкт-Петербурга, «Приют комедианта», представил камерный мюзикл «Дорогой мистер Смит» в режиссуре Алексея Франдетти, выпустившего в новосибирском «Глобусе» мюзикл «Cabaret» (выиграл три приза на недавнем всероссийском фестивале «Музыкальное сердце театра»). Поющие артисты Павел Левкин и Юлия Дякина разыграли классическую лавстори: любящий добьется своего счастья, преодолев все преграды. Впрочем, жизнь возлюбленной таинственного мистера Смита, начинающей писательницы Джуди, тоже далеко не сахар: потеря родителей, жизнь в приюте, безденежье, отказы издателей…

    Алексей Франдетти на обсуждении спектакля сообщил:

    – Директору питерского театра я предложил выпустить юморной недорогой спектакль – а на деле вышло совсем не так (улыбается). Выезд в Новосибирск стал для нашего мюзикла первым. Было очень волнительно, тем более что в вашем городе уже идет и еще будут идти мои спектакли. Я договорился с «Красным факелом» о постановке в 2023 году. С главным режиссером театра, Тимофеем Кулябиным, мы вместе учились в РАТИ: я играл в его отрывке по «Дону Жуану» Лепорелло, бегал по крышам. Впереди новая вершина – мюзикл на одну актрису. Он уже написан, это «Расскажи мне в воскресенье» Эндрю Ллойда Уэббера. Мечтаю об этом проекте в России.

    Никитинский театр из Воронежа привез «Чернобыльскую молитву». Инсценировка книги Светланы Алексиевич, режиссура – питерца Дмитрия Егорова, поставившего в Новосибирске такие нашумевшие спектакли, как «История города Глупова», «Довлатов. Анекдоты», «Дело», «НЕтрезвая жизнь», «ПослеЗавтра», «Песни о Родине». Красной нитью через спектакль проходит история молодой женщины, проведшей 14 дней в московской больнице рядом с мужем, сотрудником ЧАЭС. Рядом с артистами на сцене – телевизор, по которому показывают документальные фильмы о строителях «светлого будущего», энтузиастов с горящими глазами…

    Питерский критик Жанна Зарецкая, посмотревшая всю фестивальную афишу, открыла обсуждение спектакля страстным спичем:

    – Этот спектакль затрагивает множество проблем. Любая техника, даже самая безопасная в эксплуатации, может однажды стать причиной гибели множества людей. Что делать в случае техногенной катастрофы? Я живу недалеко от атомной станции в Сосновом бору, и мне хотелось бы знать ответ на этот вопрос. Мой друг, великий клоун Слава Полунин, в дни чернобыльской трагедии был в Киеве. Узнав об аварии, он сразу же побрился налысо, постоянно пил молоко, принимал йод – и спас себя. Но простым людям неизвестны правила выживания. Да и события конца апреля 1986 года до сих пор не осмысленны. Несколько лет назад в Питер приезжала Светлана Алексиевич, она была поражена, как быстро забываются зло и пережитые несчастья.

    Член правления Сибирского регионального союза «Чернобыль» Виталий Богиня горячо поблагодарил участников спектакля:

    – Огромное вам спасибо за привлечение внимания и к ликвидаторам аварии, и к жертвам катастрофы. Словно на машине времени вернулся на 35 лет назад, когда специалисты «Сибакадемстроя» семь месяцев летали закрывать саркофаг на реакторе. А годом раньше, в 1985-м, три дня тушили пожар в ИЯФ… Тема самопожертвования сегодня мало кем затрагивается, к сожалению.

    Московский Театр на Бронной стал участником «ХАОСА» со спектаклем «Бесы Достоевского», поставленным Константином Богомоловым по культовому роману русского классика. На главные роли режиссер пригласил известных актеров Никиту Ефремова и Александру Ребенок.

    Новосибирская журналистка Наталья Дмитриева отмечает:

    – Не нужно ждать от «Бесов» тотального погружения в философские мрачные глубины, где зритель получит ответы на вопросы «о слезинке ребёнка» и «как земля носит чудищ вроде Ставрогина». Это скорее сатирический дайджест российского бытования, насыщенный ироническими пасхалками, которые легко считываются коллективным архетипом «КВН». Жена Ставрогина, запертая в роскоши Барвихи, скучает и начинает петь под ником Мария Хромая. Мать Ставрогина открывает благотворительный фонд «Варвара». Сам Ставрогин перекроен в женщину в результате пластической операции. Богомолов никого не щадит.

    Если спектакли Богомолова, Муравицкого, Квятковского, Бондарь стали для новосибирских театралов инъекциями эпатажа, то в целом фестиваль «ХАОС» не без основания можно считать двухнедельным курсом реабилитации – после сильнейшего летнего недомогания на почве тотального релакса.

    Аналитичность фестивалю придали лекции Ники Пархомовской «Социальный театр: вчера, сегодня, завтра», Дмитрия Петрова «Поставщики впечатлений», Алены Карась «Современный театр в контексте биополитики» и Марины Давыдовой «Европейский театр – от артистов к акторам», а также исследовательская конференция «Практики актуального театра и кураторства» с докладами Кристины Матвиенко, Юлии Чуриловой, Петра Жеребцова и других культуртрегеров.

    Ранее о фестивале «ХАОС» и некоторых спектаклях мы рассказывали здесь.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото с сайта nso.ru

    Комментарии

    Другие статьи на тему

    Культура и спорт / В мире искусства
    Художник-самородок
    507 0
    "Навигатор" № 46 (1418) от 24.11.23
    Культура и спорт / В мире искусства
    Поймать мгновение
    892 0
    "Навигатор" № 45 (1417) от 17.11.23
    Культура и спорт / В мире искусства
    «Ангелы мира»
    765 0
    "Навигатор" № 47 (1369) от 02.12.22
    Культура и спорт / В мире искусства
    «Люди и истории»
    1039 0
    "Навигатор" № 44 (1366) от 11.11.22
    Культура и спорт / В мире искусства
    Выставка Андрея Манушина
    1135 0
    "Навигатор" № 33 (1355) от 26.08.22
    Культура и спорт / В мире искусства
    Приветствие весне
    1393 0
    "Навигатор" № 8 (1330) от 04.03.22

    Популярное