Фейерверк талантов в честь юбилея
Фейерверк талантов в честь юбилея
22 мая детская музыкальная школа №10 собрала своих учеников, преподавателей, выпускников и просто любителей музыки в Большом зале Дома ученых на праздничном концерте, посвященном 50-летию района.
Судя по всему, друзей у школы много. Зал был заполнен не меньше, чем на симфоническом концерте. Представители районной администрации не забыли о том, что самой школе в конце прошлого года исполнилось 45 лет. Замглавы района Людмила Грохотова поздравила с этим событием директора школы Ларису Колодину и всех присутствующих.
Юные музыканты исполняли произведения мировых классиков и современных композиторов. Талантливые и трудолюбивые, они уже в детстве оценили широту своих творческих возможностей и демонстрировали их слушателям. Концерт получился интересный: разноплановая программа, многообразие инструментов – фортепиано, скрипка, виолончель, аккордеон, флейта, саксофон, гитара. Выступили старший и младший хоры инструментального отделения ДМШ, а также молодежный и старший хоры Православной гимназии.
Поразил «взрослый» настрой детей. Игра на музыкальном инструменте – это действительно серьезное дело, которое требует упорства, интереса к музыке. Необходимо не только выучить ноты, но и почувствовать произведение, вызвать у себя эмоциональные ассоциации. Академическое исполнение требует душевных и физических сил. Удивительно, как справляются с этим ребята! Может быть, они какие-то особенные?
После концерта мне удалось поговорить с некоторыми юными «звездочками». Ученицы 5-го класса дипломанты межрегионального конкурса ансамблей «Браво, дуэт!» Анна Баженова и Софья Крылова исполняли «Жатву» Чайковского.
– Вы в жизни такие же серьезные, как за роялем?
А.Б.: Не всегда. Иногда мы бываем веселые, иногда – наоборот. Мы очень радостные, когда займем призовое место в конкурсе или нас похвалят. В жизни мы бываем разные.
– Все, как у обычных детей: бегаете, играете, шутите?
– Да!
– Игра на фортепиано – это для вас работа?
С.К.: Это и работа, и развлечение. Когда мы выступаем на конкурсах – это развлечение. Когда мы что-то разучиваем, занимаемся в музыкальной школе – это работа.
– Легче играть одному или в дуэте?
А.Б.: В дуэте. Мы друг друга поддерживаем.
– А если один ошибается, другой может его как-то выручить?
– У нас редко бывают серьезные ошибки. Если кто-то сбивается, мы начинаем с того же места играть, либо один продолжает, а тот, кто сбился, подхватывает чуть позже. Зал этого обычно даже не замечает.
– Какие у вас любимые композиторы и произведения?
– Моцарт, Гайдн. Из исполняемых произведений любимое – Прелюдия и фуга си бемоль мажор Баха.
С.К.: Мне нравится Соната Гайдна, которая звучала сегодня на концерте (ее исполнял дипломант регионального конкурса «Запад–Сибирь–Восток» Илья Насибулов. – О. В.).
Несомненно, на концерте школа старалась представить самый цвет своих учеников.
– Было несколько отборочных туров, – рассказывает преподаватель Елена Мартынец. – Конечно, выбирали тех, кто лучше играет. Многие из участников, несмотря на столь юный возраст, обладатели всевозможных титулов. Были ребята, которые еще не завоевали почетных званий и высоких наград, но уже проявили себя как настоящие музыканты.
– Дети показывают блестящие результаты благодаря природному дарованию или упорному труду?
– Все в комплексе – талант плюс трудолюбие. Принимая детей в школу, мы учитываем способности: слух, чувство ритма, память. Но и это еще не все. Даже хорошему педагогу при наличии таланта у ученика трудно добиться успеха, если нет серьезного отношения родителей к занятиям ребенка музыкой. Все начинается в семье, и музыкальное воспитание тоже.
Приятно удивило, что на сцене с ребятами выступали учителя. Галина Назимова и ее ученица Анна Панкратова исполнили II часть Концерта для двух скрипок Вивальди. Такой творческий тандем имеет ценность для обеих сторон.
– Для преподавателя – это возможность продлить свою исполнительскую деятельность, – пояснила Галина Андреевна. – Получить ни с чем не сравнимые ощущения от выступления перед публикой. Для ученика – это колоссальная поддержка. Чувствовать рядом надежное плечо старшего товарища, более опытного, который в случае неудачи сможет помочь, направить. Возможно, ученик будет не так волноваться рядом с преподавателем, более полно раскроет свой потенциал. С другой стороны, это ответственность. Ученик поднимается до уровня своего педагога. Во время выступления они становятся равными партнерами. И это чувство собственной значимости тоже должно помогать.
Ученица, которая сыграла вместе с Галиной Андреевной, несомненно, достойна своего учителя. Она самая юная участница симфонического оркестра ДК «Академия». Это не единственный пример творческого союза учеников и преподавателей. В ансамбле виолончелистов выступила педагог Анна Воробьева, а аккомпанировала преподаватель по классу фортепиано Ирина Попкова.
Педагогическим составом музыкальная школа №10 может гордиться по праву. В ее стенах преподают заслуженные работники культуры Юрий Дони, почти двадцать лет возглавлявший учреждение, Алексей Бороздин, Эдуард Левин, Наталья Нифонтова, Борис Тростянский, заслуженный артист Российской Федерации Андрей Турыгин. Эти люди в течение почти полувека создавали традиции исполнительского и педагогического мастерства и передавали их новому поколению музыкантов и педагогов.
Радует, что не теряют связи со школой бывшие ученики. Яркий пример тому – ансамбль скрипачей под руководством Дони, искрометно исполнивший «Непрерывное движение» Бома. Учащиеся младших классов, нынешние выпускники, а также взрослые музыканты, давно окончившие школу, собираются вместе на репетициях, выступают по приглашению на крупных мероприятиях Академгородка, города, области.
Школа гордится своими выпускниками. Многие из них стали большими музыкантами: Петр Белякин – дирижер Новосибирского театра оперы и балета, Дмитрий Чепига – скрипач «Виртуозов Москвы», Андрей Смирнов – аспирант Московской консерватории, ученик Юрия Башмета. Евгения Белинская, Элина Яновицкая, Инна Хриплович играют в зарубежных оркестрах. Список состоявшихся музыкантов можно продолжить.
Возможно, среди участников сегодняшнего юбилейного концерта есть будущие великие артисты. Однако школа не ставит себе основной задачей пополнение золотого фонда музыкантов России. На концерте выступили единицы, а в школе обучаются более 800 детей. Для кого-то эта музыка станет ступенькой на пути к головокружительной карьере, для кого-то – развлечением, полезным досугом. В любом случае люди, с детства приобщенные к искусству, более полно осознают свои способности и видят больше возможностей для самореализации.
Ольга ВЕШКИНА
Фото М. Долгова
Комментарии