Если сломался мобильник...
Если сломался мобильник...
Если сломался мобильник...
Случилось! Сотовый телефон в кармане, сумочке, в руке... И уже кажется непонятным, как можно было обходиться без него.
Бывает, что мобильные телефоны вскоре после продажи начинают «капризничать» или вообще выходят из строя. С правовой точки зрения, мобильный телефон как товар ничем не отличается от телевизора или пары обуви. Если потребителю продан аппарат ненадлежащего качества, он вправе предъявлять те же требования, что и при покупке любого другого товара. Права потребителя закреплены в Гражданском кодексе РФ и Законе РФ «О защите прав потребителей».
Так, ст. 18 Закона предусмотрено право потребителя в случае продажи ему телефона ненадлежащего качества, если оно не оговорено продавцом, по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки;
- замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи при условии возврата товара с недостатками по требованию продавца.
Кому предъявляются указанные требования? Перечисленные требования предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним (сервисный центр).
Потребовать бесплатно отремонтировать или заменить сотовый телефон на телефон аналогичной марки потребитель вправе и от изготовителя или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.
Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе участвовать в проверке.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. По истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, наличие в сотовом телефоне дефектов производственного характера доказывает потребитель.
Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования к продавцу или изготовителю в течение гарантийного срока, установленного изготовителем. Если гарантийные сроки в соответствии с Законом установлены продавцом, то требования предъявляются продавцу.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки в сотовом телефоне обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель также вправе предъявить продавцу или изготовителю требования, предусмотренные ст. 18.
Какие сроки устанавливает Закон для выполнения требований потребителя в связи с продажей товара ненадлежащего качества?
В соответствии с п. 1 ст. 20 недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, незамедлительно, если иной срок устранения недостатков не определен соглашением сторон в письменной форме. То есть стороны должны договориться о том, в какой срок недостатки будут устранены, и зафиксировать его в квитанции или ином документе.
Замена сотового телефона ненадлежащего качества должна быть осуществлена в 7-дневный срок. При необходимости дополнительной проверки качества товара – в течение 20 дней (ст. 21).
Согласно ст. 22 Закона, требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Комментарии