ЕГЭ: есть чем гордиться!
ЕГЭ: есть чем гордиться!
Конец июня – самое время подвести итоги учебного года. Конечно, большая часть школьников уже давно наслаждается свободой, но выпускники только недавно сдали единый государственный экзамен. В свое время введение этого одновременно и выпускного, и вступительного экзамена наделало немало шума. Найти недовольных несложно и сегодня. Но как бы мы к ЕГЭ не относились, с этого года он стал обязательным, и именно по его результатам вузы нашей страны набирают себе студентов.
О результатах ЕГЭ в нашем районе мы попросили рассказать Зинаиду ГРЕБНЕВУ, начальника отдела образования администрации Советского района:
– Зинаида Александровна, каковы результаты? Как смотримся на общегородском уровне?
– Высокие, хорошие результаты. Посудите сами: больше 90 баллов по математике в Новосибирской области получили 19 учеников, 17 из них – из нашего района. Михаил Яковлев (гимн. №5), Максим Савченко, Эварист Фоменко, Иван Карпов, Иван Бондарев, Григорий Санников, Игорь Макаревич (СУНЦ НГУ) и Олег Сальников (лицей №130) получили 100 баллов. В экзамене по английскому языку больше 90 баллов набрали 23 выпускника. 100 баллов по русскому языку получила работа Дмитрия Куренного (СУНЦ НГУ). Алена Зайцева из гимн. №6 «Горностай» набрала 100 баллов по литературе. Сергей Добрынин и Татьяна Шумилова (СУНЦ НГУ) получили 100 баллов по химии.
Такие высокие результаты вполне ожидаемы. На территории нашего района 4 гимназии, СУНЦ НГУ, ВКИ НГУ и лицей №130, то есть из 20 школ района 5 – статусных! Впрочем, хороший уровень показали все школы. Например, 35-я вечерняя школа сдала ЕГЭ без двоек. Вообще-то, окончательные итоги подводить рановато, но уже известно, что в Новосибирске лучше всех сдали ЕГЭ выпускники Советского и Центрального районов!
– ЕГЭ в этом году отличается от прошлогоднего? Что изменилось?
– Во-первых, ЕГЭ стал обязательным экзаменом, и только по его результатам можно поступить в вуз. Право проводить дополнительные экзамены имеют только 24 вуза страны. Во-вторых, в этом году русский и математика были экзаменами обязательными – их сдавали все выпускники. Остальные предметы: иностранный язык (английский, немецкий, французский), физику, химию, биологию, географию, литературу, историю, обществознание, информатику сдавали по желанию (хоть все предметы, хоть ни одного). Результаты по «необязательным» предметам на аттестат вообще никакого влияния не оказывают. Результаты идут в специальный, отдельный документ – свидетельство о сдаче ЕГЭ. Если вы получили «двойку» (меньше определенного количества баллов) по обязательному предмету, вам придется его пересдать. Тем, кто не смог пересдать или не сдал оба обязательных предмета с первого раза, придется сдавать ЕГЭ через год. По предварительным результатам у нас таких учеников – четверо. По русскому языку двойки получили 11 человек, по математике – 17.
– Сколько же надо получить баллов, чтобы не получить двойку?
– Это зависит от предмета. Очень разумно, что по русскому (нашему государственному языку) минимальное количество баллов – 37, а, например, по математике – 21, по истории – 30, по английскому – 20. Все-таки мы живем в России, и знать русский язык должны все (причем лучше, чем английский). Если честно, то историю я бы тоже перевела в ранг обязательных экзаменов: этот предмет влияет на наше мировоззрение, наше отношение к действительности. И те, кто историю в дальнейшем изучать не будут, тоже должны ее знать. Не зря же в США обязательные предметы – история и английский.
– Что наши ученики из «необязательного» сдавали чаще всего?
– Примерно половина выпускников решила сдавать обществознание и примерно столько же – физику. Но в последнем случае большое влияние оказал СУНЦ НГУ: из 659 человек, писавших этот экзамен, 293 – учащиеся этого учебного заведения. Желающие сдавать экзамен нашлись по всем «необязательным» предметам.
– Есть ли предметы с не очень хорошими результатами?
– Есть, конечно. Например, не очень высокие баллы у сдававших химию. Но в этом вопросе надо разбираться досконально. Невысокие результаты показал не только наш район, и не только Новосибирск – это федеральная тенденция. Есть два возможных варианта: либо вопросы были составлены некорректно и затрагивали знания, выходящие за пределы школьной программы, либо учителя химии пока не смогли перестроить свою программу и подготовить учеников к ЕГЭ. Как практик, я склоняюсь к первому варианту. Но повторюсь, этот вопрос будут изучать – пока выводы делать рано.
– Можно ли говорить о каких-то тенденциях, ведь ЕГЭ сдают уже не первый год?
– Это зависит от предмета. Корректнее всего говорить о каких-то тенденциях по русскому языку. Здесь смело можно утверждать, что результаты становятся лучше. И причин тому несколько. Во-первых, совершенствуются сами КИМы (контрольно измерительные материалы, так официально называются тесты по ЕГЭ – ред.). Во-вторых, учителя смогли перестроить свою программу и научились готовить детей к ЕГЭ (для этого требуется тоже определенный опыт).
– В прошлые годы ЕГЭ среди учителей вызывал неодобрение и критику. Изменилось ли отношение сегодня?
– Это было правильным решением – ввести ЕГЭ сначала в порядке эксперимента. Зачастую, критику вызывал не сам формат ЕГЭ, а некорректные вопросы, неправильная их постановка или недостатки в организации экзамена. Но и сейчас этот экзамен еще далек от совершенства. Мне, например, как предметнику, хотелось бы немного другого экзамена по истории. В нынешнем варианте ЕГЭ по истории были интересные вопросы, проверяющие и знание, и понимание предмета, задания на анализ, на обобщение. Но, история, литература – это предметы, которые тяжело экзаменовать письменно, это «говорящие» предметы. Нужно слушать, как человек рассказывает, как он умеет отстаивать свою позицию. Но все эти нюансы скорее вопрос времени и улучшения экзамена. Возможно, не все учителя довольны переходом на ЕГЭ, но я надеюсь, что все они понимают – какова бы ни была их позиция, за ними дети. А этим детям, независимо от мнения педагога, придется сдавать экзамен в виде ЕГЭ. Так что лучше принять эти нововведения и научиться готовить детей к новому формату экзамена, чем критиковать и ругать.
– Как прокомментируете скандал с выложенными в интернете вариантами ЕГЭ?
– Что тут скажешь, «умом Россию не понять...» Любое новшество всегда приводит к попыткам как-то подействовать на процесс. ЕГЭ не исключение. Подобные попытки можно было предсказать, и я думаю, это отнюдь не последний прецедент. Конечно, выкладывали вариант дети: они просто не подумали, что по штрих-коду легко определить не только населенный пункт, где работу писали, но и аудиторию, и фамилии; что выложили они лишь 5 вариантов из 120 возможных; что у каждого часового пояса варианты свои. Конечно, это скандал, и проводится расследование. Опыта проведения ЕГЭ у нас пока немного, и меры противодействия до конца не разработаны. Большая проблема – сотовые телефоны. Если ребенок говорит, что у него нет сотового телефона, что должен делать аудиторный организатор? Поверить на слово: обыскивать человека – это нарушение его прав. У нас тоже были попытки нарушения. Но в целом экзамен прошел успешно, результатами мы довольны. И в этом – труд огромной армии педагогов, образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием. Хочу поблагодарить руководителей ОУ, где были развернуты пункты приема экзаменов: Т. Борисову (гимн. №5), Т. Архипову (шк. №163), Е. Ефанову (шк. №165), М. Притула (шк. №119), И. Путинцеву (гимн. №6 «Горностай»), Н. Яворского, гл. специалиста отдела образования В. Олькову за создание благоприятных условий проведения ЕГЭ.
Учебный год закончился. Мы поздравляем всех, кто дал нам возможность гордиться нашими школами и нашим районом; всех, набравших рекордное количество баллов по ЕГЭ; всех, отличившихся в олимпиадах и конкурсах, фестивалях и конференциях, всех, кто участвовал сам и тех, кто участников готовил! Хорошего вам летнего отдыха и успехов в будущем!
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии