Две стороны войны
Две стороны войны
Василий Дмитриевич СМИРНОВ побывал на фронте дважды. В 1942 году он воевал воевал под Сталинградом, был ранен и комиссован, но через два года призван вновь – уже на войну против Японии. В 1951-м Василий Дмитриевич окончил с красным дипломом финансовый институт и связал свою жизнь с наукой: доктор экономических наук, профессор, автор более сотни научных статей и десятка книг. В преддверии 9 Мая корреспондент «Навигатора» встретился с Василием Дмитриевичем, чтобы поговорить о Великой Отечественной: в отличие от Победы, которая одна на всех, история войны, как история жизни, у каждого своя. – Василий Дмитриевич, сейчас обсуждается вопрос об украшении наших городов портретами Сталина во время праздника. Что вы думаете по этому поводу?
– Без сомнения, Сталин – неоднозначная личность, и деятельность его имела ряд как позитивных, так и негативных последствий. Негативные стороны коснулись и моей семьи. Моя мать была арестована за так называемую спекуляцию: она была очень хорошей портнихой, шила женские кофточки и продавала их. За это ее и посадили на пять лет. А отец в свое время побывал в Китае, и его работа за границей была оценена как шпионская. Он тоже был арестован и тоже сидел, правда, недолго: его все же освободили. Моя жена была дочерью кулака: ее отец не понравился местному начальнику, его записали в кулаки и всю семью сослали не куда-нибудь, а на Крайний Север.
Но наряду с этим под руководством Сталина Россия превратилась во вторую после Америки державу мира. Наша армия сумела победить фашистскую Германию – в этом тоже есть заслуга Сталина. Знаю, что мэр Москвы Лужков хочет эти портреты вывесить в связи с годовщиной Победы. Нужно ли это делать в масштабе целой страны, не знаю. Думаю, вопрос должны решать градоначальники, тщательно взвесив все за и против.
– Кто выиграл эту войну – полководцы или народ?
– И те, и другие. Могу сказать, что даже в самый тяжелый период, когда немцы уже оккупировали значительные территории, взяли в плен миллионы наших солдат, а народ бедствовал, не было у простых людей панического настроения. Ощущалась уверенность: мы выстоим и победим. Так случилось, что я участвовал в наступательной операции. И, несмотря на сильнейшее сопротивление со стороны немцев, наши солдаты не бежали.
Но для победы нужно, чтобы во главе страны стоял достойный человек, хороший и мудрый организатор, а у армии были талантливейшие полководцы. Первый полководец Великой Отечественной – Жуков. Считаю, что памятник, который ему поставили на Красной площади, вполне заслужен. Талант Жукова и его жесткое руководство несколько раз спасали ситуацию, когда положение на фронте было критическим. Настоящий самородок.
– О войне много написано, спето, снято. На ваш взгляд, какие фильмы, песни передают атмосферу тех лет?
– Дело в том, что я не любитель смотреть фильмы, а чтобы дать такую характеристику, нужно внимательно посмотреть не одну, а несколько лент. Что касается книг, могу выделить повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Ценю это произведение как правдивое и в то же время очень достойное в художественном отношении. К сожалению, о войне не всегда пишут правдиво, особенно о последнем ее периоде. В конце войны появилось немало мародеров. Когда вошли в Германию, мародерство процветало, даже высокие начальники вывозили вагонами добро. Я заканчивал военные действия в Маньчжурии, где мы были дислоцированы в ожидании отправки на родину. Вы, наверное, знаете, была война против японских милитаристов. Неизвестная война, и кончилась она молниеносно. Я не читал ни одного романа, ни одной повести об этих военных действиях. Так вот многие промышляли мародерством. Чем пыталось защититься население? Воем. И этот вой над всем городом был очень громким, люди просто кричали. Об этом нигде не написано.
То, что солдат спаивали, тоже малоизвестный факт. Когда я попал на фронт в начале войны, в 1942 году, еще не существовало правила, чтобы старшина каждый день получал «боевые сто грамм» на каждого бойца. Мы переняли эту практику у немцев. Считаю, что это негативно сказалось на людях: нам, молодым ребятам, ничего не стоило выпить стакан водки и закусить рукавом. Это привело к тому, что люди стали привыкать к алкоголю: не поголовно, конечно, но многие спились.
Еще один пример. Вы знаете, что такое ППЖ? Походно-полевая жена. Под конец войны немало командиров имели ППЖ. Это было распространенное явление. Разумеется, положительного влияния такой факт на общую моральную обстановку не оказывал. Эти стороны Великой Отечественной пока недостаточно освещены. Думаю, что не говорить об этом несправедливо. Степени подвига народного такие случаи, безусловно, не умаляют. Победить такую страшную, так хорошо обученную и вооруженную армию, которая уже имела опыт боевых действий… Это подвиг, по-другому нельзя оценить. Он достался большими жертвами: народ выстоял и победил. Но говорить и писать только о хорошем, замалчивая негативные моменты, нельзя: жизнь неоднозначна, а война губительна и для побежденных, и для победителей.
– Что помогало на фронте сохранить присутствие духа?
– Не нужно думать, что люди, в том числе и я, прилагали усилия, чтобы сохранить присутствие духа. Никаких специальных мер не принимали. Была общая армейская жизнь, и ты подчинялся ее правилам. Я был песчинкой. Все наступали, и я наступал. Все оборонялись, занимали позицию, я тоже занимал позицию, рыл окопы. Было какое-то общее, единое состояние. Хотя, конечно, нашлось место и геройству, и предательству. Я был командиром взвода связи, и в какой-то момент пополнением к нам стали поступать заключенные. С болью вспоминаю, что один из этих бойцов перебежал к немцам.
– Поделитесь планами: как будете отмечать 9 Мая?
– Это давняя традиция. Я был призван дважды, первый раз еще до войны. На фронте был ранен, комиссован по состоянию здоровья, шесть месяцев лежал в госпитале. Но я был молод, так что через некоторое время не только с костылем ходил, но и на лыжах бегал потихоньку. Поступил учиться, но проучился только один день: меня снова призвали для участия в войне с японскими милитаристами. Демобилизовывался я вместе со старослужащими. На прощание мы, а было нас человек пять, выпили, и один из нас сказал: «Ребята, давайте поклянемся в День Победы напиваться. А ну-ка встаньте и поклянитесь!». Я эту клятву соблюдаю. Не напиваюсь, конечно, но стакан коньяка 9 Мая выпиваю обязательно. Это происходит на берегу Обского моря, мы собираемся компанией на костер. И я всегда в этот день открываю купальный сезон, вне зависимости от того, чистая вода на Оби или еще лед. В этом году традицию должен обязательно соблюсти.
Татьяна ЯКОВЛЕВА -----------------------
Комментарии