Два Якова
Два Якова
Два Якова
Судьба свела меня с двумя необыкновенными Яковами, о которых хочу рассказать.
В 1944 году я прибыл в Новосибирск после излечения в эвакогоспитале тяжелого ранения в распоряжение тогдашнего ЗапСибВО и направлен в резерв – в казарму военного городка, где я встретил младшего лейтенанта медицинской службы Якова Матвеевича БОГЕРА, немца по национальности, родившегося и жившего в России. Как известно, в 1944-м по указу Сталина российские немцы, находившиеся в рядах Красной Армии, и вообще все немцы, жившие в СССР, были сняты с фронта и тыла и сосланы в Сибирь и Среднюю Азию.
Яша Богер рассказал мне, что он воевал в боевом конном корпусе генерала Доватора. При защите Москвы корпус попал в глубокое окружение, и во время прорыва генерал Доватор получил тяжелое ранение. Яша не только оказал ему первую помощь, но и вынес его на руках. После прорыва кольца окружения генерала доставили в Москву, но, к сожалению, спасти ему жизнь не удалось – слишком было тяжелое ранение (о чем писала в то время газета «Красная звезда»)...
Из резерва нас с Яшей направили на военную кафедру мединститута в качестве лаборантов-токсикологов. А в 1945 году, после Победы, мы с ним поступили на учебу в наш Новосибирский государственный медицинский институт.
С 1950 года и по настоящее время Яша Богер живет в п. Маслянино Новосибирской области, где он прошел путь от рядового врача до главврача больницы райцентра. Он постоянно сочетал свою профессиональную работу с общественной. Он организатор и участник художественной самодеятельности и народного театра, с которым выезжали со спектаклями за пределы Маслянина.
У Якова Матвеевича прекрасная семья; его дети – дочь и сын – пошли по его стопам.
Все эти годы мы не потеряли друг друга и дружбу семей. Я восхищаюсь его честностью, скромностью и высокой мужской порядочностью. Он, несмотря на свой преклонный возраст, бодр и готовится к встрече двух славных юбилеев – 60-летия Великой Победы и 55-летия окончания института.
Сердечно поздравляю его самого, его семью, детей и внуков с этими замечательными датами!
Со вторым Яковом – Яковом Филипповичем ЗАЛОМАЕВЫМ, фронтовиком-артиллеристом, командиром расчета малых пушек-«сорокопяток», которые артиллеристы в войну волоком тащили на себе от позиции к позиции, жизнь свела меня в Академгородке. Он прошел всю войну, после ее окончания закончил мединститут и был направлен из Омска в Новосибирск, а затем в Академгородок, где без отрыва от работы подготовил кандидатскую диссертацию, защитил ее и стал педагогом кафедры невропатологии Новосибирского медицинского института. Педагогическую работу со студентами он успешно сочетал с лечебно-клинической практикой. Свой опыт и знания он передавал на занятиях с молодыми специалистами и составлял для них руководства по диагностике и лечению. Невропатология в медицине считается одной из сложных дисциплин. К нему часто обращались как к эрудированному специалисту за помощью многие люди, и он никогда не отказывал им.
Мы жили рядом, и, как оказалось при встрече, он был двойником моей судьбы. Мы – одногодки и одноклассники из сельской сибирской глубинки, коллеги и фронтовики.
К великому сожалению, наша дружба оборвалась внезапно, после его скоропостижной смерти от обширного инфаркта в 2000 году. Ничто не предвещало трагедии. Накануне мы, как всегда, гуляли по лесным тропинкам Академгородка, а затем пили чай в семье. Назавтра его не стало.
Он был мягкий и добрый человек, от природы обаятельный, очень вдумчивый, умел слушать, мудро советовал.
Как легко жить с такими людьми, и потому я осиротел, и жизнь моя потускнела. К счастью, он оставил после себя прекрасную молодую семью – сына Вадима, невестку Валю и внучку Оленьку.
В этот светлый день Великой Победы я низко склоняю голову перед его могилой.
Мне представляется, что о таких людях, как мои Яковы, очень метко сказал поэт Н. Тихонов: «Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей!»
И. Исаев,
ветеран войны.
Комментарии