Два дня условной войны
Два дня условной войны
Масштабные учения прошли на Новосибирской ГЭС. В них участвовали персонал станции, подразделения МЧС и аварийно-спасательная служба Новосибирской области. От департамента специальных программ ОАО «РусГидро» наблюдал за их проведением начальник управления ГО и ЧС Михаил Сапунов.
Условный переход на военное положение состоялся утром 1 июня в конференц-зале административного корпуса. По легенде, территория, на которой расположена электростанция, находится неподалеку от зоны вооруженного конфликта. Часть коллектива энергетиков мобилизована, оставшиеся переведены на посменный 12-часовой режим работы. Результатом «диверсии врага» стало разрушение блочного трансформатора ГЭС и разлив двух тонн масла в Обь.
БОРЬБА С ПЯТНОМ
Спасательная служба получает сигнал. Все участники перемещаются на берег в районе Огурцово и ждут прибытия специалистов. Проходит 10 минут, двадцать... Машины попали в пробку. Все волнуются: пятно подойдет сюда с минуты на минуту. Но вот и МЧС. Пока первый спущенный на воду катер выясняет локализацию масла, спасатели на берегу готовят оборудование: длинные ленты бонового заграждения и емкость для сбора нефтесодержащих продуктов. С катера сообщили: пятно нашли. Кажется, время ускорило ход. Успеют или нет? Если упустят, придется прибегнуть к другим мерам: каскадное боновое заграждение ниже по реке, привлечение барж, судна-сборщика с Затона и других резервных сил спасательной службы. Экологической катастрофы допустить нельзя!
Условное пятно все-таки поймано, два катера увлекают опасное кольцо за собой и доставляют к берегу. Здесь специальным насосом масло закачают в емкость и отправят на утилизацию. Руководитель аварийно-спасательных работ Константин Можейко рассказывает, что на практике нефтепродукты всегда стремятся ликвидировать полностью, применяя любые средства, вплоть до ручного сбора. Однако отличным показателем считается уже 60-70% собранного.
Спасатели понимают: любое, даже незначительное загрязнение реки ляжет грязным пятном на репутацию Новосибирской ГЭС, руководству которой придется платить большие штрафы. Выслушав замечания Михаила Сапунова, основное из которых – длительное время, ушедшее на дорогу из города, Константин Можейко отвечает, что в условиях реальной катастрофы они включили бы сигнально-громкоговорящие установки (СГУ), проблесковые маячки и обеспечили бы «зеленый коридор» с помощью сотрудников автоинспекции.
НИ ОГНЯ, НИ РАДИАЦИИ
По следующей легенде, во втором трансформаторном блоке начался пожар. Ждать машину пришлось долго: пожарные были на реальном ЧП в Нижней Ельцовке. Далее работы прошли неплохо.
Со слов капитана внутренней службы пожарной части №24 ГУ МЧС России Новосибирской области Сергея Цыганкова, в 2007 году наши огнеборцы получили опыт на практике, когда локализовали возгорание на гидростанции за два часа. Сегодня результаты еще раз убедили в том, что в случае чрезвычайной ситуации сотрудники не растеряются и примут необходимые меры. Это очень важно: в военных условиях одновременных очагов возгорания может быть несколько, и только четкая работа спасателей позволит сохранить работоспособность энергодобывающего предприятия и жизни людей.
Второй день был посвящен эвакуации из зоны радиоактивного заражения. Бомбоубежище электростанции поддерживается в состоянии боеготовности и в случае чего готово обеспечить надежную защиту.
ЛЮДИ ВРЕМЕНИ «Ч»
Ни одна техника не спасет мир без участия человека. К победе приводят только личные качества и совместные усилия персонала. После обнаружения условного очага возгорания в трансформаторном блоке замначальника оперативной службы Михаил Лагунов вызвал пожарных. Во время ее ожидания мобилизовал добровольцев из числа сотрудников станции, распределил между ними функции.
Инженер службы эксплуатации участка электротехнического оборудования Ольга Харлашкина стала на эти два дня командиром санитарного поста. Она организовала работу сандружины и эвакуацию персонала в бомбоубежище. Обеспечение спасенных едой и питьем легло на плечи Елены Семеновой, замначальника отдела снабжения.
– Среди самых распространенных фобий жителей Новосибирска – возможность диверсии или техногенной катастрофы на ГЭС. Важно успокоить всех, показав, что наш коллектив состоит из настоящих профи, понимающих всю ответственность и важность своей работы, – говорит специалист по связям с общественностью Олеся Тарасова, которая корректировала работу журналистов.
Подводя итоги, директор предприятия Виктор Сершун отметил высокую активность участников, а Михаил Сапунов подчеркнул:
– На Новосибирской ГЭС мы впервые проводим такие учения. Хочу поблагодарить руководителей структурных подразделений электростанции. Поставленные задачи выполнены.
Светлана КНИЖНИК
Комментарии