Дружелюбная наука
Дружелюбная наука
Заниматься с одаренными детьми должны особо одаренные педагоги. Это аксиома очевидна для всякого, кто побывал в Летней естественно-научной школе «Лаборатория Z» областного центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН».
«Лаборатория Z» собрала в детском оздоровительно-образовательном центре им. О. Кошевого ребят с 6-го по 11-й класс. Все они – призеры муниципальных и региональных олимпиад либо слушатели воскресной научной школы «ДИО-ГЕН».
«Лаборатория Z» – это не одна, а целых 10 учебно-исследовательских лабораторий (три математических, три физических, две химических и две – по робототехнике). Каждая из них трудится над своим проектом. Неважно, что некоторые из этих задач уже решены несколько десятилетий назад (например, создание принтера), – это не охладило энтузиазма юных исследователей. Они ищут и находят собственные оригинальные решения, которые тут же проверяют экспериментами. Помогают им стажеры (учащиеся 9-11-х классов), в каждой лаборатории есть ассистент (студент или аспирант), заведующий (преподаватель) и куратор по предмету (сотрудник центра «ДИО-ГЕН»). Осенью проекты представят на форуме «Интерра».
«Лаборатория Z» хоть и школа, но все же летняя, поэтому подростки с головой окунаются не только в интеллектуальную научную среду, но и веселую познавательно-развлекательную атмосферу. Каждая лаборатория готовит для остальных ребят тематическую ярмарку по своему предмету. На одной из таких ярмарок, математической, нам довелось побывать 15 августа.
А где варенье?
Кто сказал, что царица наук скучна? Ребята-математики развеяли этот миф. Все, кто хочет проверить свою смекалку, пополнить копилку математических знаний – добро пожаловать!
Вход на ярмарку – через тематические скороговорки. На первый взгляд, это просто. «Частично вычислимая перечислимая рекурсивно вычислимая частично перечислимая функция» далась легко, а «парадельтовидный октоикосододекаэдральный ромбокубооктаэдр» заставил потрудиться.
Вот две девочки «торгуют» занимательными задачами.
«Малыш спрятал от Карлсона банку с вареньем в одной из трех разноцветных коробок. На коробках Малыш сделал надписи: на красной – «Здесь варенья нет», на синей – «Варенье здесь», на зеленой – «Варенье в синей коробке». Только одна их них верна. Где Малыш спрятал варенье?»
Головоломки, ребусы, задачки из разряда «загадай число» и прочие математические фокусы, поражающие воображение... Как мальчик умножил две пары трехзначных чисел и сложил их быстрей, чем калькулятор? Откуда «маг» узнал, какое время установлено на часах, перевернутых циферблатом вниз?
Конечно, эти задачи не требуют знания высшей математики, но от этого они не менее сложны и интересны. Они развивают не только логику, но и внимание, ведь часто подсказка содержится в самих условиях. Варенье, кстати, в зеленой коробке. Соответственно, правдиво лишь то, что написано на красной.
Технология спасения яйца
Завершилась интеллектуальная ярмарка коллективным творческим заданием. Каждой ребячьей лаборатории выдали пакет с реквизитом: бумага, скотч, пластиковые стаканы, воздушный шарик, ножницы, еще несколько сопутствующих предметов и… куриное яйцо. Из этого всего нужно было соорудить конструкцию, которая сохранит целым сырое яйцо после сбрасывания его с высоты второго этажа.
Задание состоит из двух этапов: вначале групповое обсуждение, а потом, когда совещание закончится, процесс должен проходить в полной тишине. Вот пришел ответственный момент испытаний. Ребята под ободряющие возгласы своих команд поднялись на балкон.
– Раз! Два! Три! – и ничего не происходит: в последний момент все побоялись выпустить хрупкий экспонат из рук. Раздался дружный смех, это разрядило атмосферу, и яйца были отпущены в свободное падение. Из десяти яиц выжило шесть. Команды, которым не удалось спасти «объект», принялись обсуждать недостатки конструкций и даже сооружать их заново.
Способов выполнения задания можно придумать множество. Это скорее игра, чем задача, хотя и здесь, по словам кураторов, ребята пытались дать научное обоснование своим разработкам.
Флористика или математика?
Мне было интересно поговорить с участниками лабораторий, узнать, какие у них в школе отметки и чем еще они интересуются, кроме науки, о чем мечтают.
Конечно, не все здесь круглые отличники, но у каждого есть серьезные успехи в изучении определенных предметов. Ребята также любят спорт и игры, и многие уже сегодня хорошо представляют, какую профессию выберут, когда подрастут.
Ирина Кириллова, восьмиклассница из Куйбышева, уже во второй раз получила приглашение в Летнюю школу.
– Я пока не уверена, кем стану. Меня интересует профессия флориста, но для этой работы не нужно базового образования, поэтому я хочу учиться в вузе на математика. И если у меня не получится стать флористом, то стану математиком.
Думается, что девочка, у которой любимый раздел математики – геометрия, легко справится и с флористическим дизайном, требующим пространственного воображения.
Родион, ученик новосибирской 112-й школы, попал в лагерь прямиком из воскресной научной школы.
– Физика интересней математики, – считает Родион, и ярмарка нисколько не разубедила его в превосходстве любимого предмета. – В физике можно эксперименты ставить, а математику – только изучать.
Впрочем, Родион мечтает еще об одной профессии – дипломата, осваивает иностранные языки.
Предпочтения у ребят разные: программист, бизнесмен, архитектор, журналист. Все ставят перед собой высокие цели, а главное, знают, что для их достижения нужно делать. Взрослые здесь их уважают и становятся единомышленниками.
Союз школьников и педагогов
В «Лабораторию Z» ребята попадают исключительно благодаря своим собственным заслугам. По словам психолога центра Екатерины Деминой, важны даже не имеющиеся победы, а потенциал ребенка, его мотивация и стремление к знаниям.
Чтобы помочь ребятам достичь наилучших результатов, специалисты «ДИО-ГЕНа» пробуют новые методические формы.
– У нас преподают сотрудники научных институтов, студенты, аспиранты НГУ и институтов СО РАН, – рассказывает директор «Лаборатории Z» Лариса Дмитриева. – Они хорошо знают свой предмет и хотят объяснить ребятам, что такое исследовательский подход, это в дальнейшем пригодится всем, а не только будущим ученым. Задача специалистов центра – помочь наставникам ребят с педагогическими компетенциями. Занятия в малых группах с грамотными преподавателями, которые по возрасту не очень далеки от своих учеников, создают дух командной работы. Очень важно, что идет не трансляция знаний, а совместный поиск ответов педагогами и детьми. Это учит ребят самостоятельно принимать важные решения.
Ольга ЩЕНЯТСКАЯ
Комментарии