• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 08:33 понедельник, 06 мая
    Академгородок:
    Пробки: 5 баллов
    06.05.2024
    USD: 91.69
    EUR: 98.56
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Достижения и перспективы космонавтики

    Достижения и перспективы космонавтики


    Достижения и перспективыкосмонавтики

    К 45-летию полета Ю. Гагарина

    Прошедший ХХ векоказался веком настоящей научно-технической революции, приведшей к появлениюавиации, ракетно-космической и атомной техники, электроники и многого другого.Стремительный взлет науки и техники, особенно во второй половине столетия, былобусловлен, прежде всего, острым противостоянием двух мировых систем –капиталистической и социалистической. Это соперничество заметно ускорило иразвитие космонавтики.

    Во многом благодарявыдающемуся нашему соотечественнику главному конструктору ракетно-космическихсистем Сергею Павловичу Королеву (1907-1966) Советский Союз первым сумелвырваться в космос. 4 октября 1957 г. только что созданная для доставкиядерного заряда весом в 5,5 тонны на расстояние 8000 км межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 вывела на орбиту первый искусственныйспутник Земли ПС-1 массой 83 кг, который своим звонким «бип-бип» открылкосмическую эру человечества.

    Темпы развитиякосмонавтики в начале 60-х годов были столь стремительны, что по сей деньвызывают искреннее изумление. С запуска первого ИСЗ до полета человека в космоспрошло всего 3,5 года, а спустя еще 8 лет люди ступили на поверхностьдругого небесного тела – Луны.

    В те годыразработчики космической техники не только мечтали, но и реально готовились кбудущим полетам на Марс и Венеру. Для межпланетных пилотируемых полетов былипочти готовы ядерные ракетные двигатели NERVA (США) иРД-0410 (СССР). Однако дальнейшее развитие космонавтики пошло несколько поиному пути, чем предсказывал К. Циолковский и о чем мечтали С. Королев,В. Глушко, В. фон Браун и другие пионеры ракетной техники. Из-зачрезмерно высокой стоимости пилотируемых экспедиций исследования других планетпришлось полностью поручить автоматам.

    Благодаряракетам-носителям «Восток», «Молния» и «Союз», созданным на основе МБР Р-7,Советский Союз первым запустил спутник, отправил Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.), посадил беспилотный аппарат на Луну (3 февраля 1966 г.) и заполучил множество других «впервые в мире», но вскоре начал терять завоеванные согромным трудом позиции. Уже 27 октября 1961 г. США провели первое испытаниемощной ракеты «Сатурн-1», которая 29 января 1964 г. вывела на орбиту 17 тонн груза. Наша ракета В. Челомея УР-500 (будущий «Протон»)того же класса стартовала лишь 16 июля 1965 г. Сверхмощный «Сатурн-5» массойоколо 3000 тонн, способный доставить в космос более 130 тонн, успешновзлетел 9 ноября 1967 г., фактически предрешив исход лунной гонки между США иСССР.

    Соревнование повысадке человека на Луну началось с речи президента США Джона Кеннеди,произнесенной 25 мая 1961 г. в ответ на полет Гагарина. Оно потребовало от США8 лет упорного труда и 25 млрд долларов (в нынешних ценах – более $100 млрд),но зато завершилось их полной победой. Американцы впервые высадились на Луну 20июля 1969 г., а до конца 1972 г. совершили еще 5 успешных экспедиций приодном аварийном возвращении на Землю.

    У СССР неоказалось ни таких денег, ни столь мощной экономики, ни четкой программы работ,да и имевшиеся средства из-за волюнтаризма политиков и личных амбиций некоторыхдеятелей ракетно-космической техники далеко не всегда тратились наилучшимобразом. Несомненно, на наше положение отрицательно повлиял и конфликт междуКоролевым и Глушко, возникший в ходе споров по выбору компонентов топлива длясоздаваемой лунной ракеты (кислорода с керосином, на чем настаивал Королев, иликрайне токсичных азотного тетроксида с диметилгидразином, более привычных дляГлушко). Конфликт вскоре перерос в откровенную вражду между двумя выдающимисяконструкторами, а на первую ступень ракеты Н-1 пришлось установить 30 двигателейН. Кузнецова тягой по 154 тонны. В 1969-1972 гг. все 4 пуска Н-1завершились взрывами и пожарами еще на этапе работы первой ступени ракеты. В тоже время «Сатурн-5» фон Брауна всего с 5 двигателями тягой по 680 тоннза все время эксплуатации ни разу не подвел своих создателей. Теперь можнотолько гадать: удалось бы Королеву вытянуть нашу лунную программу, если бы всамый разгар работ в возрасте всего 59 лет не настигла его преждевременнаясмерть?

    После провалапрограммы пилотируемых полетов на Луну правительство СССР сделало все, чтобысоветский народ остался в полном неведении о случившемся. Ради этого былиуничтожены даже готовые к дальнейшим испытаниям модернизированные ракеты Н-1, кчему в 1974 г. приложил руку и Глушко, мечтавший о создании своих болеесовершенных ракет для межпланетных полетов.

    В последнейчетверти ХХ века США значительно опередили СССР и в исследованиях другихпланет. После луноходов, мягких посадок на Венеру и автоматической доставкилунного грунта на Землю нам хвастать стало нечем. Последнюю кляксу в череденеудач поставила авария станции «Марс-96», упавшей в ночь на 17 ноября 1996 г. в Тихий океан из-за отказа разгонного блока ракеты «Протон». Тем временем американские«Маринеры» и «Пионеры», а затем «Викинги», «Вояджеры», «Магеллан», «Галилей»,«Одиссей», «Кассини» и другие аппараты тщательно обследовали не только всепланеты Солнечной системы и их спутники, за исключением Плутона (к которому 19 января 2006 г. отправился «Плутон-экспресс»), но добрались даже до границмежзвездного пространства («Пионер-10», «Вояджеры»).

    Что касается пилотируемойкосмонавтики, несмотря на несомненные успехи, она начала испытывать системныйкризис еще до завершения программы «Аполлон», когда для экономии средств НАСАпришлось отменить 3 последние экспедиции на Луну. С 1972 г. НАСА все свои основные силы направило на созданиемногообещающей воздушно-космической системы «Спейс Шаттл». Советский Союз в тегоды сделал ставку на пилотируемые станции «Салют», «Алмаз» и «Мир», но затемне удержался и тоже взялся за свой «Буран».

    Долговременныепилотируемые станции принесли СССР немало дивидендов. Только на станции «Мир» с 1986 г. по 2000 г. побывали 104 человека из 12 стран,включая 44 американцев. Длительность непрерывного полета врача В. Полякова достигла 437 суток – этого практическидостаточно для полета на Марс. Именно благодаря «Миру» и программам «Мир-Шаттл»и «Мир-НАСА» в середине 90-х годов России удалось заработать около миллиардадолларов и избежать полного развала своей космической отрасли.

    В начале 70-хгодов считалось, что многоразовые «Шаттлы» помогут резко снизить стоимостьдоставки грузов в космос и сделают ненужными обычные одноразовыеракеты-носители. В действительности все оказалось наоборот. Из-замногочисленных трудностей первый челнок «Колумбия» отправился в космос лишь 12 апреля 1981 г., после 6-летнего перерыва в пилотируемых полетах США. Система«Спейс Шаттл», созданная для запусков всех спутников военного, гражданского икоммерческого назначения, оказалась слишком дорогой в эксплуатации (почтиполмиллиарда долларов на полет) и весьма опасной (из 114 запусков2 завершились катастрофами и гибелью 14 астронавтов). После взрыва«Челленджера» 28 января 1986 г. вначале пришлось отказаться откоммерческих запусков и срочно возобновить изготовление одноразовых носителей,а затем – и от военных спутников. Последний удар по челнокам нанесла катастрофа«Колумбии», случившаяся при возвращении из космоса 1 февраля 2003 г.

    По нынешнимпланам, три оставшихся челнока до их вывода из эксплуатации в 2010 г. должны совершить около 20 полетов. Времени до конца службы остается все меньше, авозобновить их регулярные полеты никак не удается. Совсем недавно старт«Дискавери» вновь пришлось перенести с мая на июль текущего года.

    Еще печальнейоказалась судьба советской дорогостоящей системы «Энергия-Буран», созданной впротивовес «Шаттлам». Из-за развала СССР новая ракета «Энергия» успеласовершить всего два испытательных полета – 15 мая 1987 г. и 15 ноября 1988 г. Даже успешно слетавший в космос «Буран», хранившийся наБайконуре, был раздавлен 12 мая 2002 г. обломками обрушившейся крышиогромного монтажно-испытательного корпуса.

    В настоящеевремя почти вся программа пилотируемых полетов связана с Международнойкосмической станцией (МКС), эксплуатирующейся уже более 5 лет. Из-запроблем с «Шаттлами» ее сборка чрезвычайно затянулась, численность экипажавместо планировавшихся 6 человек сократилась до двух, а обеспечение полетаполностью легло на российские «Союзы» и «Прогрессы».

    Историясоздания МКС «Альфа» также тесно связана с соперничеством СССР и США. Еще в 1982 г. американцы приступили к разработке своей многоцелевой станции «Фридом», а в противовесей наша страна выдвинула проект орбитального комплекса «Мир-2» массой 600 тонн.Поскольку поодиночке создать столь огромные станции было почти невозможно, в 1993 г. Россия и США договорились о совместном сооружении МКС, разработанной на базе «Фридома» и«Мира-2». Ее сборка началась 20 ноября 1998 г. с запуска базового блока «Заря», изготовленного Россией.

    14 января 2004 г. Дж. Буш-младший выдвинул программу возобновления полетов на Луну (с 2015 г.) и подготовки к экспедиции на Марс (после 2030 г.), но насколько серьезна этаинициатива, сказать трудно. Пока под вопросом стоят не только эти будущиеполеты, требующие в общей сложности не менее 500 млрд долларов, а дажесвоевременное создание нового корабля CEV взамен«Шаттлу». За последние 15-20 лет во всем мире из множества проектовперспективных ракет и кораблей удалось реализовать всего несколько, включаяракеты-носители «Ариан-5» в Европе, «Дельта-4» и «Атлас-5» в США, «Великийпоход-2Ф» с пилотируемым «Волшебным кораблем» («Шэнь Чжоу») в Китае.Естественно, не ясна и судьба нашего 6-местного «Клипера», нужного для заменызаслуженного, но давно уже устаревшего трехместного «Союза», заложенного ещеКоролевым. Вполне возможно, что именно успехи КНР, уже дважды запустившей своихтайконавтов в космос, вскоре приведут к возрождению соревновательного духа впилотируемой космонавтике, столь необходимого для ее дальнейшего развития.

    А. Максимов, с.н.с.,
    ИТПМ СО РАН.


    04.10.2008, 09:29 Гость

    Как были рвачи революционеры чурками пьяными, готовыми мать родную продать за бутылку счастья, прошедшие Гулаг, так и остались, профукали все достижения. Силовые методы не работают в условиях рыночной экономики, а в рынок страшно пускать, чего там создадут, в то время как Американцы именно силовыми приемами ликвидировали разрыв между Америкой и СССР. Вот и Китай настигает СССР запустил сразу троихЮ не отказываясь от коммунистических методов руководства.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Новый мэр – о своих планах
    320 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    62-я эстафета
    326 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Живая история
    С пользой для людей
    298 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Наш человек
    323 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Поздравляем товарища
    323 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Не допустить трагедии
    323 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24

    Популярное