Дороги укрепит молот
Дороги укрепит молот
Скорость автомобильных перевозок в России из-за плохих дорог вдвое ниже, чем в промышленно развитых странах. Виноваты плохие грунты и тяжелый климат? Но ведь это не только российская беда. Избавиться от застарелой болезни, по мнению специалистов, помогли бы два фактора: увеличение стандарта на плотность «дорожной подушки», не менявшегося в России с 1939 года, и более продуманные и ответственные методы ямочных ремонтов.
АСФАЛЬТ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КАМЕНЬ
Уже более пяти лет небольшой коллектив из Института гидродинамики СО РАН владеет апробированной технологией уплотнения грунтов и порошков. Это методика механического превращения глины или асфальтобетона в высокопрочный монолит. Эффект достигается серией последовательных ударов, нанесенных по грунту пневмогидромолотом, в результате чего исходный продукт твердеет.
– К идее применить наши наработки в дорожной отрасли мы пришли, с горечью наблюдая за бесконечным заделыванием ям и ухабов на улицах Академгородка, – рассказывает руководитель проекта, заведующий конструкторским отделом института Петр Яковлевич Фадеев. – Видели, как плохо и ненадежно скрепляется асфальт с полотном дороги, что при наших перепадах температур приводит к быстрому разрушению покрытия. Надо что-то делать, подумали мы, и решили поучаствовать в решении проблемы.
Костяк группы разработчиков составили инженеры-конструкторы высокой квалификации, специализирующиеся на механизмах ударного действия: сам Петр Яковлевич и его брат Владимир Яковлевич Фадеев. На этапе экспериментов к ним примкнул и специалист по прессованию и брикетированию, опытный инженер-физик Виктор Васильевич Полюдов. Первые же результаты по уплотнению цементно-битумной смеси показали: после пяти-шести ударов гидромолотом прочность субстанции становится предельной, дальше следует стадия разрушения.
ЯМЫ НА ДОРОГАХ? УТРАМБУЕМ!
Петр Яковлевич показал образцы уплотненной смеси, прочность которой при сжатии увеличилась более чем в два раза. В результате экспериментов грунт получил новые качества.
– Кроме увеличения плотности нам было крайне важно полностью высвободить воздух из микропор материала, – поясняет конструктор. – Ведь именно в эти «воздушные каверны» и проникает вода, разрывающая дорожное полотно при перепадах температур. Испытания подтвердили, что оптимальное (не больше, не меньше) нанесение ударов не только уплотняет смесь, но и ликвидирует гнездящиеся в ней многочисленные воздушные пузырьки. Дорожному катку, который лишь размазывает асфальт, но не уплотняет, это не под силу.
Вопрос о том, как и чем уплотнять грунты, для разработчиков не стоял. В Институте гидродинамики и его филиале КТИ гидроимпульсной техники давно развивается и находит разнообразное практическое применение целая серия технических приспособлений ударного действия. Эти механизмы эффективно раскалывают и дробят горные породы, железобетон и другие материалы высокой прочности, забивают основания под строящиеся здания. Поэтому в качестве грунтотрамбующих машин авторы избрали навесные гидромолоты.
Использовать на практике новую технологию и уже наработанные приемы, по мнению авторов, можно было бы на придомовых дорогах Академгородка. Заботы о фронте работ здесь не будет. В то же время традиционный каток на внутриквартальных проездах применить достаточно сложно, да и неэкономично. А вот трактор «Беларусь», оборудованный навесным молотом (трамбующей плитой), подойдет. Немаловажно, что ремонты с трамбовкой гидроударом можно вести в любую погоду. ПОМОЖЕТ «ЧУДЕСНЫЙ НОЖ»
Любой, кто мало-мальски знаком с дорожными ремонтами, знает: перед укладкой асфальта нужно подготовить дорожное полотно. Чтобы полностью реализовать технологический цикл ремонта дорог, братья Фадеевы разработали и изготовили и другое навесное оборудование ударного типа к тому же трактору «Беларусь», с помощью которого можно снимать (скалывать) твердое покрытие. «Чудесный нож» представляет собой несколько режущих пластин, скользящих по дорожному покрытию, и легко справляется с этой трудоемкой операцией. Применяемые сейчас для срезки изношенной части дорог немецкие фрезы часто выходят из строя. Заменить же их не только очень накладно, но и хлопотно.
– Наши ударные ножи не имеют острой поверхности и износу практически не подвергаются, – говорит Петр Яковлевич. – На срезаемый грунт они действуют автоматически и избирательно: в зависимости от сопротивления среды. Есть сопротивление – есть и удар, нет сопротивления – нет удара. А в целом все это обеспечивает быстрое и эффективное снятие верхушки дорожного «пирога».
НАДЕЖДА НА ПРЕДПРИИМЧИВЫХ
– На собственном опыте убеждаемся, как тяжело у нас продвигать какое-либо новшество, – вздыхает Петр Яковлевич. – С деловым предложением по внедрению своих разработок мы побывали даже в областной администрации, но так и не сумели заинтересовать чиновников. А ведь наши методики реально сулят повышение долговечности ремонтов в разы и огромную экономию бюджетных средств. Но рано или поздно, мы уверены, найдутся предприимчивые люди, которые и доброе дело сделают, и неплохо при этом заработают.
В обозримом будущем на малых дорогах нам никуда не уйти от ямочных ремонтов. Но вбухивать во «внутрикварталку» миллиарды рублей российскому бюджету и собственникам жилья, увы, не по карману. Разработки же братьев Фадеевых позволят сократить расходы на восстановление таких дорог, по предварительным прикидкам, почти в два раза. И энергозатраты будут существенно ниже, да и на следующую весну не придется ремонтировать ту же самую яму.
Одна из основных проблем на пути ноу-хау – инерция, привычка дорожников работать по старинке. Но, предположим, заказчик наконец-то нашелся. При наличии финансирования дальнейший сценарий разработчикам видится оптимистическим. Рабочую бригаду можно сформировать на базе действующего опытного производства Института гидродинамики СО РАН. Два-три готовых к работе экскаватора «Беларусь» в институтском хозяйстве уже стоят и могут быть в любой момент задействованы. Свободные сменные навесные устройства также найдутся, а собрать установку в мастерских – дело нескольких дней.
Что ж, задумки у инженеров вполне жизнеспособные. Слово за инвестором – и в бой за высококачественные ремонты!
Петр ИВАНОВ -----------------------
АСФАЛЬТ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КАМЕНЬ
Уже более пяти лет небольшой коллектив из Института гидродинамики СО РАН владеет апробированной технологией уплотнения грунтов и порошков. Это методика механического превращения глины или асфальтобетона в высокопрочный монолит. Эффект достигается серией последовательных ударов, нанесенных по грунту пневмогидромолотом, в результате чего исходный продукт твердеет.
– К идее применить наши наработки в дорожной отрасли мы пришли, с горечью наблюдая за бесконечным заделыванием ям и ухабов на улицах Академгородка, – рассказывает руководитель проекта, заведующий конструкторским отделом института Петр Яковлевич Фадеев. – Видели, как плохо и ненадежно скрепляется асфальт с полотном дороги, что при наших перепадах температур приводит к быстрому разрушению покрытия. Надо что-то делать, подумали мы, и решили поучаствовать в решении проблемы.
Костяк группы разработчиков составили инженеры-конструкторы высокой квалификации, специализирующиеся на механизмах ударного действия: сам Петр Яковлевич и его брат Владимир Яковлевич Фадеев. На этапе экспериментов к ним примкнул и специалист по прессованию и брикетированию, опытный инженер-физик Виктор Васильевич Полюдов. Первые же результаты по уплотнению цементно-битумной смеси показали: после пяти-шести ударов гидромолотом прочность субстанции становится предельной, дальше следует стадия разрушения.
ЯМЫ НА ДОРОГАХ? УТРАМБУЕМ!
Петр Яковлевич показал образцы уплотненной смеси, прочность которой при сжатии увеличилась более чем в два раза. В результате экспериментов грунт получил новые качества.
– Кроме увеличения плотности нам было крайне важно полностью высвободить воздух из микропор материала, – поясняет конструктор. – Ведь именно в эти «воздушные каверны» и проникает вода, разрывающая дорожное полотно при перепадах температур. Испытания подтвердили, что оптимальное (не больше, не меньше) нанесение ударов не только уплотняет смесь, но и ликвидирует гнездящиеся в ней многочисленные воздушные пузырьки. Дорожному катку, который лишь размазывает асфальт, но не уплотняет, это не под силу.
Вопрос о том, как и чем уплотнять грунты, для разработчиков не стоял. В Институте гидродинамики и его филиале КТИ гидроимпульсной техники давно развивается и находит разнообразное практическое применение целая серия технических приспособлений ударного действия. Эти механизмы эффективно раскалывают и дробят горные породы, железобетон и другие материалы высокой прочности, забивают основания под строящиеся здания. Поэтому в качестве грунтотрамбующих машин авторы избрали навесные гидромолоты.
Использовать на практике новую технологию и уже наработанные приемы, по мнению авторов, можно было бы на придомовых дорогах Академгородка. Заботы о фронте работ здесь не будет. В то же время традиционный каток на внутриквартальных проездах применить достаточно сложно, да и неэкономично. А вот трактор «Беларусь», оборудованный навесным молотом (трамбующей плитой), подойдет. Немаловажно, что ремонты с трамбовкой гидроударом можно вести в любую погоду. ПОМОЖЕТ «ЧУДЕСНЫЙ НОЖ»
Любой, кто мало-мальски знаком с дорожными ремонтами, знает: перед укладкой асфальта нужно подготовить дорожное полотно. Чтобы полностью реализовать технологический цикл ремонта дорог, братья Фадеевы разработали и изготовили и другое навесное оборудование ударного типа к тому же трактору «Беларусь», с помощью которого можно снимать (скалывать) твердое покрытие. «Чудесный нож» представляет собой несколько режущих пластин, скользящих по дорожному покрытию, и легко справляется с этой трудоемкой операцией. Применяемые сейчас для срезки изношенной части дорог немецкие фрезы часто выходят из строя. Заменить же их не только очень накладно, но и хлопотно.
– Наши ударные ножи не имеют острой поверхности и износу практически не подвергаются, – говорит Петр Яковлевич. – На срезаемый грунт они действуют автоматически и избирательно: в зависимости от сопротивления среды. Есть сопротивление – есть и удар, нет сопротивления – нет удара. А в целом все это обеспечивает быстрое и эффективное снятие верхушки дорожного «пирога».
НАДЕЖДА НА ПРЕДПРИИМЧИВЫХ
– На собственном опыте убеждаемся, как тяжело у нас продвигать какое-либо новшество, – вздыхает Петр Яковлевич. – С деловым предложением по внедрению своих разработок мы побывали даже в областной администрации, но так и не сумели заинтересовать чиновников. А ведь наши методики реально сулят повышение долговечности ремонтов в разы и огромную экономию бюджетных средств. Но рано или поздно, мы уверены, найдутся предприимчивые люди, которые и доброе дело сделают, и неплохо при этом заработают.
В обозримом будущем на малых дорогах нам никуда не уйти от ямочных ремонтов. Но вбухивать во «внутрикварталку» миллиарды рублей российскому бюджету и собственникам жилья, увы, не по карману. Разработки же братьев Фадеевых позволят сократить расходы на восстановление таких дорог, по предварительным прикидкам, почти в два раза. И энергозатраты будут существенно ниже, да и на следующую весну не придется ремонтировать ту же самую яму.
Одна из основных проблем на пути ноу-хау – инерция, привычка дорожников работать по старинке. Но, предположим, заказчик наконец-то нашелся. При наличии финансирования дальнейший сценарий разработчикам видится оптимистическим. Рабочую бригаду можно сформировать на базе действующего опытного производства Института гидродинамики СО РАН. Два-три готовых к работе экскаватора «Беларусь» в институтском хозяйстве уже стоят и могут быть в любой момент задействованы. Свободные сменные навесные устройства также найдутся, а собрать установку в мастерских – дело нескольких дней.
Что ж, задумки у инженеров вполне жизнеспособные. Слово за инвестором – и в бой за высококачественные ремонты!
Петр ИВАНОВ -----------------------
22.11.2024, 15:00
О незабвенной Замире 22.11.2024, 15:00
В поддержку спорта 22.11.2024, 15:00
Павильоны вернут 22.11.2024, 15:00
Корпус поточных аудиторий 22.11.2024, 15:00
Внимание: тонкий лёд! 22.11.2024, 15:00
Весело и безопасно 22.11.2024, 15:00
Вместо депутатов-иноагентов 22.11.2024, 15:00
Главный в минздраве 22.11.2024, 15:00
Сбор вторсырья 22.11.2024, 15:00
Не допустить эпидемии
Комментарии