• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 10:22 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Дороги укрепит молот

    Дороги укрепит молот

    Дороги укрепит молот

    Скорость автомобильных перевозок в России из-за плохих дорог вдвое ниже, чем в промышленно развитых странах. Виноваты плохие грунты и тяжелый климат? Но ведь это не только российская беда. Избавиться от застарелой болезни, по мнению специалистов, помогли бы два фактора: увеличение стандарта на плотность «дорожной подушки», не менявшегося в России с 1939 года, и более продуманные и ответственные методы ямочных ремонтов.

    АСФАЛЬТ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КАМЕНЬ

    Уже более пяти лет небольшой коллектив из Института гидродинамики СО РАН владеет апробированной технологией уплотнения грунтов и порошков. Это методика механического превращения глины или асфальтобетона в высокопрочный монолит. Эффект достигается серией последовательных ударов, нанесенных по грунту пневмогидромолотом, в результате чего исходный продукт твердеет.

    – К идее применить наши наработки в дорожной отрасли мы пришли, с горечью наблюдая за бесконечным заделыванием ям и ухабов на улицах Академгородка, – рассказывает руководитель проекта, заведующий конструкторским отделом института Петр Яковлевич Фадеев. – Видели, как плохо и ненадежно скрепляется асфальт с полотном дороги, что при наших перепадах температур приводит к быстрому разрушению покрытия. Надо что-то делать, подумали мы, и решили поучаствовать в решении проблемы.

    Костяк группы разработчиков составили инженеры-конструкторы высокой квалификации, специализирующиеся на механизмах ударного действия: сам Петр Яковлевич и его брат Владимир Яковлевич Фадеев. На этапе экспериментов к ним примкнул и специалист по прессованию и брикетированию, опытный инженер-физик Виктор Васильевич Полюдов. Первые же результаты по уплотнению цементно-битумной смеси показали: после пяти-шести ударов гидромолотом прочность субстанции становится предельной, дальше следует стадия разрушения.

    ЯМЫ НА ДОРОГАХ? УТРАМБУЕМ!

    Петр Яковлевич показал образцы уплотненной смеси, прочность которой при сжатии увеличилась более чем в два раза. В результате экспериментов грунт получил новые качества.

    – Кроме увеличения плотности нам было крайне важно полностью высвободить воздух из микропор материала, – поясняет конструктор. – Ведь именно в эти «воздушные каверны» и проникает вода, разрывающая дорожное полотно при перепадах температур. Испытания подтвердили, что оптимальное (не больше, не меньше) нанесение ударов не только уплотняет смесь, но и ликвидирует гнездящиеся в ней многочисленные воздушные пузырьки. Дорожному катку, который лишь размазывает асфальт, но не уплотняет, это не под силу.

    Вопрос о том, как и чем уплотнять грунты, для разработчиков не стоял. В Институте гидродинамики и его филиале КТИ гидроимпульсной техники давно развивается и находит разнообразное практическое применение целая серия технических приспособлений ударного действия. Эти механизмы эффективно раскалывают и дробят горные породы, железобетон и другие материалы высокой прочности, забивают основания под строящиеся здания. Поэтому в качестве грунтотрамбующих машин авторы избрали навесные гидромолоты.

    Использовать на практике новую технологию и уже наработанные приемы, по мнению авторов, можно было бы на придомовых дорогах Академгородка. Заботы о фронте работ здесь не будет. В то же время традиционный каток на внутриквартальных проездах применить достаточно сложно, да и неэкономично. А вот трактор «Беларусь», оборудованный навесным молотом (трамбующей плитой), подойдет. Немаловажно, что ремонты с трамбовкой гидроударом можно вести в любую погоду. ПОМОЖЕТ «ЧУДЕСНЫЙ НОЖ»

    Любой, кто мало-мальски знаком с дорожными ремонтами, знает: перед укладкой асфальта нужно подготовить дорожное полотно. Чтобы полностью реализовать технологический цикл ремонта дорог, братья Фадеевы разработали и изготовили и другое навесное оборудование ударного типа к тому же трактору «Беларусь», с помощью которого можно снимать (скалывать) твердое покрытие. «Чудесный нож» представляет собой несколько режущих пластин, скользящих по дорожному покрытию, и легко справляется с этой трудоемкой операцией. Применяемые сейчас для срезки изношенной части дорог немецкие фрезы часто выходят из строя. Заменить же их не только очень накладно, но и хлопотно.

    – Наши ударные ножи не имеют острой поверхности и износу практически не подвергаются, – говорит Петр Яковлевич. – На срезаемый грунт они действуют автоматически и избирательно: в зависимости от сопротивления среды. Есть сопротивление – есть и удар, нет сопротивления – нет удара. А в целом все это обеспечивает быстрое и эффективное снятие верхушки дорожного «пирога».

    НАДЕЖДА НА ПРЕДПРИИМЧИВЫХ

    – На собственном опыте убеждаемся, как тяжело у нас продвигать какое-либо новшество, – вздыхает Петр Яковлевич. – С деловым предложением по внедрению своих разработок мы побывали даже в областной администрации, но так и не сумели заинтересовать чиновников. А ведь наши методики реально сулят повышение долговечности ремонтов в разы и огромную экономию бюджетных средств. Но рано или поздно, мы уверены, найдутся предприимчивые люди, которые и доброе дело сделают, и неплохо при этом заработают.

    В обозримом будущем на малых дорогах нам никуда не уйти от ямочных ремонтов. Но вбухивать во «внутрикварталку» миллиарды рублей российскому бюджету и собственникам жилья, увы, не по карману. Разработки же братьев Фадеевых позволят сократить расходы на восстановление таких дорог, по предварительным прикидкам, почти в два раза. И энергозатраты будут существенно ниже, да и на следующую весну не придется ремонтировать ту же самую яму.

    Одна из основных проблем на пути ноу-хау – инерция, привычка дорожников работать по старинке. Но, предположим, заказчик наконец-то нашелся. При наличии финансирования дальнейший сценарий разработчикам видится оптимистическим. Рабочую бригаду можно сформировать на базе действующего опытного производства Института гидродинамики СО РАН. Два-три готовых к работе экскаватора «Беларусь» в институтском хозяйстве уже стоят и могут быть в любой момент задействованы. Свободные сменные навесные устройства также найдутся, а собрать установку в мастерских – дело нескольких дней.

    Что ж, задумки у инженеров вполне жизнеспособные. Слово за инвестором – и в бой за высококачественные ремонты!

    Петр ИВАНОВ -----------------------











    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    126 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    110 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    110 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    117 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    142 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    115 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное