До стен Кремля
До стен Кремля
Летом 2007 года Новосибирская школа юнг совместно с судостроительной компанией «Томь» из г. Юрги Кемеровской области осуществила свой очередной межрегиональный проект.
В отличие от прошлого сезона, когда катер школы юнг, стартовав из Новосибирска, благополучно достиг Улан-Удэ, в этом году путь лежал на запад. Выйдя из Кемерова 3 июля, катер «Томь-605 Классик» юргинского производства с экипажем выпускников школы юнг финишировал 2 сентября у стен Кремля. За 60 дней было преодолено свыше 6 тыс. км по Томи, Оби, Иртышу, Тоболу, Туре, Каме, Волге, Оке, Москве-реке.
К традиционной цели такого путешествия (получение полноценной плавпрактики) добавилась и социальная составляющая проекта – представить Сибирь в европейской части нашей Родины и в столице во время празднования 860-летия со дня основания Москвы. И как всегда, экипаж школы юнг выполнил поставленные задачи на «отлично». Ребята познакомились с судоходством на западных реках, попробовали себя в ориентировании по осевым буям на Воткинском, Нижнекамском и Куйбышевском водохранилищах, получили уникальную практику швартовных операций в шлюзах по маршруту и каскаде шлюзов на канале им. Москвы.
В каждом сибирском городе, лежащем на маршруте перехода, катер встречали представители администраций, которые передавали в адрес столицы поздравления к юбилею. Все памятные адреса были торжественно вручены правительству Москвы во время празднования Дня города.
Особенно примечательны встречи с местными жителями западных областей, во время которых экипаж много рассказывал о своей родной Сибири. К сожалению, приходится признать, что простой обыватель мало осведомлен о бескрайних российских просторах за рамками его привычной территории обитания. Так, на западе России частенько располагали Новосибирск где-то рядом с Владивостоком и очень удивлялись, что в Сибири много городов с инфраструктурой, населением и занимаемой площадью, не уступающими европейским городам, и откровенно были шокированы тем, что Новосибирск больше Набережных Челнов и Нижнего Новгорода.
Сибиряки же, наоборот, склонны преувеличивать населенные пункты и саму жизнь в западных областях России. Наяву же Рязань, Владимир и прочие города, несмотря на свою богатую историю, – обычные провинциальные городки с таким же укладом жизни. А состояние исторического наследия наших сибирских городов – Томска, Тобольска, Енисейска – может с успехом конкурировать с такими историческими монстрами, как Рязань, Муром и другие.
Перевалив за Урал, мы с тоской вспоминали и наши сибирские реки, глядя на проплывающий в изобилии бытовой мусор, иногда даже аккуратно упакованный в мешки. О заборе воды для бытовых нужд там не могло быть и речи.
Но все же положительных эмоций в нашем путешествии было гораздо больше. Чего стоит прогулка на катере по реке Казанке вдоль стен Казанского кремля и само посещение города. С удовольствием вспоминаем колоритную Чувашию с красивой столицей Чебоксары. Есенинские поля невольно выхватывали из памяти строки поэта. Памятник грозному Илье Муромцу заставил по-другому смотреть на землю русскую, овеянную славой и воспетую в легендах и сказках. Даже небольшой городок Козьмодемьянск с лаконичной надписью на набережной «Васюки» и музеем им. О. Бендера дал пищу для разговоров и дебатов на целый вечер.
Отдельно хотелось бы сказать о катере, который за время перехода стал для нас полноценным членом экипажа и который на западе называли не иначе как сибирским чудом. Обладая сибирским нравом и душой, вложенными в него юргинскими судостроителями, подминая под себя воду рек 4-миллиметровым днищем, неся почти тонну груза, на зависть всем владельцам импортных и отечественных брендов катеростроения, показывал им ровный след кильватера, с успехом преодолевая и 20-сантиметровые мели, и крутую волну многочисленных водохранилищ. Простой в обслуживании, маневренный, вместительный и комфортный, с лаконичным декором и практичным, продуманным внутренним дизайном, с оригинальными конструкторскими решениями и при этом умеренной ценой, катер был ярким дополнением в представлении Сибирского региона на западных окраинах России. С гордостью за своего земляка слушал сибирский экипаж хорошие слова в адрес катера после его испытания судоводителями-любителями, профессионалами флота, представителями ГИМС и других служб.
Водно-моторный переход Сибирь–Москва увеличил общий километраж, пройденный воспитанниками школы юнг в дальних походах, до 20 тыс. км. Надеемся, что начавшийся учебный год завершится новым большим и интересным маршрутом.
А. Дмитриев, начальник Новосибирской школы юнг
Комментарии