До и после тридцати пяти
До и после тридцати пяти
В начале ноября в Москве состоялось первое Всероссийское собрание молодых ученых РАН. О проблемах, стоящих перед научными сотрудниками младше 35, корреспонденту «Навигатора» рассказал участник мероприятия, председатель совета научной молодежи СО РАН Андрей МАТВЕЕВ.
– Андрей, почему столько внимания молодым ученым, а не учителям, врачам, инженерам?
– Это обманчивое впечатление – сегодня на всех уровнях власти разрабатывается достаточно много молодежных программ. В нашей области активно поддерживают врачей, учителей и других молодых специалистов, работающих на селе. Молодым семьям предоставляются жилищные субсидии, денежные выплаты при рождении ребенка. Однако на общем фоне молодые ученые действительно выглядят сплоченной группой, к которой власти вынуждены прислушиваться. Думаю, этому способствует комплекс причин – наша мобильность (научному сотруднику проще найти работу за рубежом), заинтересованность государства в сохранении и приумножении научно-технического потенциала, структура самой Академии.
– Но профессиональный съезд, да еще и ограниченный по возрастному признаку – явление нетипичное.
– Не нужно считать это приметой нового времени: советы научной молодежи появились у нас в стране еще в шестидесятых годах, причем впервые именно здесь, в Новосибирске, и возрождаться начали в 1999-м тоже у нас. Собственно в Москве они появились лишь два года назад.
– А что нового, важного удалось почерпнуть на съезде?
– Прежде всего, это сама возможность пообщаться с коллегами: только от нашего отделения на съезд отправились представители из Новосибирска, Кемерово, Томска, Бурятии, Красноярска, Иркутска; приехали молодые научные сотрудники с Урала и Дальнего Востока, и, конечно, из центральной части России. Во-вторых, следует отдать должное председателю Совета молодых ученых РАН Вере Мысиной – ей удалось наладить конструктивный диалог с властями всех уровней, поэтому на съезде была возможность встретиться с чиновниками и общественными деятелями, которых практически невозможно увидеть в Сибири, а тем более поговорить. Это и министр образования и науки Андрей Фурсенко, и Иван Бортник, возглавляющий наблюдательный совет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, и Виктор Калинушкин, председатель профсоюза работников РАН, и гендиректор Фонда РЖС Анатолий Браверман, и представители Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Президенте и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
– Квартирный вопрос снова в центре внимания? Не превратился ли Совет в жилкомиссию молодых ученых?
– Да, частично мы выполняем функцию профсоюза. Андрей Фурсенко в своем выступлении даже посоветовал нам «Не забывать про науку». На самом деле спектр обсуждаемых проблем был намного шире, просто в СМИ жилищный вопрос освещается наиболее полным образом. Есть, к примеру, очень серьезная проблема оценки проектов, финансируемых по федеральным целевым программам: сегодня один, даже очень большой институт, может подать только одну заявку. Причем в ряду оценочных критериев готовность научного коллектива выполнить работу за меньшую сумму стоит даже выше, чем квалификация и опыт исполнителей проекта!
Очень остра проблема нехватки ставок в институтах. Молодежь хочет идти работать в науку, но идти ей, по сути, некуда. Недаром в резолюции собрания молодых ученых основное внимание было уделено реализации комплексной системы мер, направленной на улучшение возрастной структуры научных кадров. Речь идет о возобновлении возрастного ценза на занятие руководящих постов и выделении ставок для молодых сотрудников. В прошлом году именно после встречи президента Медведева с представителями РАН (в том числе с Мысиной) было принято решение о дополнительной тысяче ставок для молодых научных сотрудников (еще 200 ввело в штатное расписание Сибирское отделение). Кстати, тогда же, после более чем двадцатилетнего перерыва, было принято решение о покупке для РАН пяти тысяч служебных квартир. К сожалению, возможность приобретения жилья на практике ограничена требованием Минрегиона платить за квадратный метр не более 33 тысяч рублей (в нашей области). За такую цену в Академгородке и окрестностях практически ничего нельзя найти – президиуму СО РАН с большим трудом удалось договориться о приобретении квартир в новостройке на Шатурской, но в большинстве регионов не удалось сделать и этого.
– С одной стороны, покупается служебное жилье, с другой – общежития СО РАН передаются муниципалитету?
– По сути, эти общежития уже в значительной мере не являются служебным жильем Сибирского отделения: до 2005 года люди вселялись туда по ордеру или по договору социального найма, а значит, не могли быть выселены, даже если прекращали всякие трудовые отношения с СО РАН. Допускаю, что им выгодна приватизация, в отличие от тех, кто получил комнаты после 2005 года и на нее права не имеет. Это как раз молодые сотрудники институтов, и какова будет их судьба после передачи общежитий в муниципалитет – не вполне понятно. Было бы намного логичнее сперва построить новое ведомственное общежитие, современное и комфортное, куда при необходимости можно переселить всех нуждающихся сотрудников, в том числе и из старых общежитий, а последние затем передать в муниципалитет. Новое служебное жилье отвечало бы требованиям молодых ученых, для которых сегодня в порядке вещей длительные зарубежные стажировки, работа во временных исследовательских коллективах в различных научных центрах. Такое строительство действительно запланировано на ближайшие годы, но передавать общежития в муниципалитет до этого момента – ставить телегу перед лошадью.
– Однако формирование ЖСК «Сигма», который стал пилотным проектом для всей Академии наук, идет вразрез с этим планом. Решение жилищных проблем части действующих научных сотрудников Городка никак не поможет молодым ученым, которые придут в институты через год или два.
– Уверен, ЖСК – это нечто большее, чем очередной строительный проект. Долгие годы развитие Академгородка было ограничено рамками, заданными еще при Лаврентьеве. Сегодня проблема даже не в дефиците современного качественного жилья – уходит тот дух, который составлял суть Академа. В Верхней зоне едва ли каждый третий занимается наукой. Массовое малоэтажное строительство в рамках закрытого жилищного кооператива может стать началом Академгородка второго поколения – комфортной интеллектуальной городской среды для ученых: молодых и не очень.
– Можно ли вообще рассматривать проблемы молодых ученых в отрыве от проблем всей Академии?
– Безусловно, нельзя. Все вопросы, которые затрагивались на собрании, касаются РАН в целом. Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что потенциал Академии наук не используется в полной мере – недаром объявляя курс на модернизацию страны, руководство государства делало ставку то на вузовские научные коллективы, то на особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Декларируя абсолютный приоритет фундаментальных исследований, руководство РАН не приближается к разрешению внутреннего системного кризиса. А это более серьезная проблема, чем зарплаты, которые, к слову, в последнее время существенно выросли, и жилье.
– И молодые ученые готовы взять академический штурвал в свои руки? На собрании председатель Совета молодых ученых РАН Вера Мысина достаточно решительно высказалась за радикальную модернизацию Академии…
– Полагаю, нужно вести речь о плодотворном сотрудничестве; советы молодых ученых должны стать равноправными партнерами руководства Академии, а их предложения – учитываться в полной мере. Именно так обстоят дела в СО РАН; демократичный стиль руководства позволяет каждому ученому, вне зависимости от возраста и звания, чувствовать себя полноправным сотрудником Академии наук.
Ирина ИЛЬИНА
Фото ЦОС СО РАН
Комментарии
про жилье хорошо говорил И.И. Гейци "должна быть нормальная зарплата, чтобы вы могли купить себе жилье, а мы решаем здесь проблемы академиков, их детей и внуков на остальное денег нет" и он прав.
Г-н Матвеев очередной моисей, который водит по пустыне молодых ученых, обнадеживая, вернее обманывая, ожидания не глупых ( с развитой мозговой системой) ребят.
За границей никого не ждут, своих девать некуда, да и государство родное просто так не отпустит (миф об утечке мозгов).
а так же узнать много нового и интересного о методах к которым
прибегают руководители из ( новосибирского президиума) соран и чем они отличаются от руководителей томского отделения и иных филиалов РАН.
youtube.com/user/academshluz#grid/user/7C214E849FB1AFB0
"Именно так обстоят дела в СО РАН; демократичный стиль руководства позволяет каждому ученому, вне зависимости от возраста и звания, чувствовать себя полноправным сотрудником Академии наук".
" ..но передавать общежития в муниципалитет до этого момента – ставить телегу перед лошадью".Похоже у нас ещё один появился в СОРане специалист по запряганию,...
Похоже одним членом загнивающей элиты стало больше.
Элитные группы, их возникновение и эволюция.
Ефимов А.Н.
Журнал "Знание - сила", 1988, № 1, с. 56-64.
://furgon.ucoz.com/publ/3-1-0-140
В чем же состоит системный кризис РАН по мнению Матвеева? Хотелось бы поподробнее...