• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 04:19 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Диалоги о школе

    Диалоги о школе


    Диалоги о школе

    Недавно вшколе №162 праздновали 15-летие локальной образовательной структуры «Классика»,одного из школьных подразделений. Вообще в 1991 году, на волне перемен иблагоприятных ожиданий возникло немало коллективов, неформальных творческих площадок,где учителя пытались найти новые формы и приемы обучения, которые бысоответствовали потребностям демократического рыночного общества. В число этихплощадок вошла и ЛОС «Классика». Но если значительная часть подобных площадокраспалась после известных событий 90-х годов, то «Классика» живет издравствует, более того, буквально несколько недель назад структура официальнополучила статус областной экспериментальной площадки в составе школы №162 понаправлению «школа – семья». Действительно, коллектив структуры создалуникальную атмосферу школы, где существуют неформальные отношения междуучителями и учениками. Все выпускники поступили в вузы, причем более половины –в НГУ.

    Устойчиваявостребованность подобной школы заинтересовала редакцию и мы организовали сериюинтервью с руководителем ЛОС «Классика» Любовью Юрьевной ТРУНЕВОЙ. В этомномере вы сможете прочитать диалог, посвященный проблемам социализации.

    – ЛюбовьЮрьевна, а кого сейчас готовят школы? Ведь одна из функций школы – этосоциализация детей, которая позволяет им вписаться в общество. Как известно,общество довольно серьезно изменилось, как на это отреагировала школа?

    – На мойвзгляд, школе сложно осознанно реагировать на социальные изменения, т. к. нетвнятного социального заказа.

    И государство,и общество, и родители занимают противоречивую позицию, не всегда подкрепленнуюздравым смыслом. Государство ведет себя, как плохой муж: чем меньше денег, тембольше требований. Родители хотят минимального напряжения для себя и своихдетей, и им же нужен ребенок, который сможет стать успешным, сможет бороться заместо под солнцем, просто сможет поступить в вуз. Общество заинтересовано втом, чтобы из детей получились достойные граждане (законопослушные люди ихорошие работники). Однако для успешной социализации необходимо, чтобы гражданеимели общие нравственные ценности, некую систему общепринятых табу. Вы могли быпривести пример хотя бы одного такого табу в нашем обществе?

    – Еслиподумать, то разве что запрет на каннибализм, человечину нельзя есть – всеостальное далеко не общепринято, а этот запрет – практически самая базоваяступень для цивилизации.

    – Впечатляющийответ. В такой ситуации нам, учителям, и приходится работать. Нынешнийнравственный хаос уляжется, только детей нельзя попросить подождать, пока мыразберемся с национальной идеей и духовными идеалами. Они живые и растут каждыйдень.

    Наши детисуществуют в мире, где активно насаждается культ «восторженного потребителя»,гедонизм как жизненная философия, серьезные дяденьки и тетеньки с пафосом доказывают,что деньги не пахнут, и лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

    Конечно, мыможем отказаться от традиционных духовных ценностей, сделать прагматизм иэгоизм «знаменем» социализации в нашем обществе, но будет ли нам от этого хорошо?Каких детей воспитает такое поколение, как оно будет почитать старостьродителей, будет ли оно счастливым? Школа – это последний рубеж, на мой взгляд,она должны быть хранительницей преданий, средоточием «благородногоконсерватизма». Может быть, мир и изменился, но письмо Татьяны Ларинойпо-прежнему учат наизусть, а Волга впадает в Каспийское море, и руки перед едойнужно мыть.

    Мне труднопредставить успешно социализированного человека, которой бы не обладал некойцелостной картиной мира, пусть даже не сформулированной в явном виде.

    – Чтокасается целостного представления о мире, то я согласен: чтобысоциализироваться, т. е. успешно встраиваться, нужно представлять, кудавстраиваться.

    – Хотелось быеще представлять, для чего живешь! Именно ты! В чем состоит твой талант, в чемтвоя самореализация? Ведь важно не сколько ты вещей можешь купить, а своей лижизнью ты живешь? «Зарывать талант в землю», жить не своей жизнью – это,конечно, недопустимо. На этом фоне на вопрос «Кем вы хотите стать?» школьникипоголовно отвечают: «Юристами, экономистами». Неужели они все родились юристамии экономистами? Поэтому я спрашиваю их в ответ, а кто будет строить дома,учить, лечить?

    – О «несвоей жизни» писал еще Фромм в «Бегстве от свободы»… Это один из главных итоговэтого самого бегства.

    – Сейчас оченьмного говорят о профильном образовании и ранней специализации. В таком подходек образованию есть свои плюсы и свои минусы. К сожалению, поиск «своего местапод солнцем» – дело трудное, многие ученики даже к концу школы не понимают, чемони хотели бы заняться, какой вид деятельности их привлекает. Для того чтобырешить, что именно является твоим, хорошо бы попробовать себя в разныхобластях, в разных видах деятельности.

    – Сейчастакже много говорят об инновациях – о том, что нам нужно строить инновационнуюэкономику, экономику знаний, сейчас начали реализовывать проекты технопарков и т.д.Но для такой экономики и, что более важно, для общества необходимысоответствующие люди, для которых будет естественно жить и работать вдинамичном творческом обществе. А как решается эта задача?

    – Хотелось бы,чтобы и мы сами, и наши дети ясно понимали, что наличие нравственного стержняне противоречит ни «высокому качеству мозгов», ни умению хорошо работать. Историязнает примеры сочетания таких свойств в одном человеке. Справедливости радинужно отметить, что традиционное советское образование очень многих из нассделало конкурентоспособными и успешными. Конечно, правила игры изменились. Мывступили в мир, в котором постоянны только перемены! Очень важно научитьчеловека находить информацию и работать с ней. Знать много – это достойно, нохотелось бы, чтобы знания использовались, а не были зарыты в человеке, как кладв земле. Поэтому, когда в прошлом году один наш ученик создал рабочую тетрадьдля первоклашек, по которой они с удовольствием работали, я испытала настоящуюгордость. Современное общество требует от человека гибкости, подвижности,открытости, ему приходится получать не только «глубокие», но и «широкие»знания, ведь многим придется несколько раз поменять и профессию, и сферудеятельности.

    – Русскийбизнес кричит о том, что работники абсолютно не умеют кооперироваться, работатьв команде…

    – Работа вкоманде – один из самых главных навыков, который человек должен вынести изшколы, важно уметь сотрудничать с близкими по духу людьми и с теми, с кем тебястолкнул случай. У себя в ЛОС «Классика» мы проводим «Интеллектуальныйчемпионат», где команды решают задания по различным предметам, а в группувходят дети всех возрастов: есть и одиннадцатиклассники, и второклассники.Конечно, последние не могут решать задания общего уровня, поэтому они должныподготовить собственное выступление, и если сначала старшие ребята относились кэтому пренебрежительно, то после того как они увидели, насколько подготовилисьребята, как они подают материал, весь снобизм сразу исчез. А когда один мальчикзаробел и не подготовил свое выступление, и его команде не хватило той самойпары баллов до победы, то ушло и наплевательское отношение. Напротив – пришлопонимание, что важен каждый член команды, каждый участок деятельности. Ясчитаю, это очень ценное знание.

    К тому же, чтомы принципиально не вмешиваемся в этой игре в деятельность команд: они могутустроить анархию, могут выбрать лидера и создать четкую структуру, организацияработы – их личное дело, главное – чтобы задания были сделаны в срок. И вот витоге один раз проиграла команда отличников, потому что каждый из них считалсебя «звездой», и нормально наладить работу не получилось. Зато лихая командатроечников выбрала руководителя, распределила задачи – и победила. Тоже оченьважный урок. И это только одна из наших форм работы, стимулирующейсотрудничество.

    Ценность«работников-творцов», энергичных, смелых, способных создавать новое, будетвозрастать. Замечу, что к творчеству нельзя принудить, для воспитания творцовнужна атмосфера интеллектуального напряжения, высокой культуры и уважения кличности, некоторый «культурный рассол»…

    Эту тему,уважаемые читатели, мы продолжим в следующем диалоге.

    Павел ГРОМОВ.


    25.04.2006, 20:31 Гость_Елена, мать двоих школьников_*

    Замечательно, что газета начала разговор на тему о школе. Мне, как матери, у которой есть дети-школьники интересно, что думают учителя на самом деле. К сожелению, мне приходилось сталкиваться с тем, что учитель формально выполняет свою работу. А до твоего ребенка ему нет дела. А была и такая история, когда директор одной частной школы г. Новосибирска сказал мне: "Ваш ребенок должен кое-что понять, поэтому я оставляю его на второй год". И оставил.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    110 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    98 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    97 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    100 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    126 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    98 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное