Дело о мешке сахара
Дело о мешке сахара
Многие, особенно пенсионеры, привыкли покупать сахар, муку и крупы мешками. Во-первых, удобно: не надо часто ходить в магазин, хватает на несколько месяцев. Во-вторых, бесплатная доставка прямо в квартиру. В-третьих, экономия: оптом дешевле, к тому же летом, когда поспевают ягоды, цена на сахар растет.
Лидия Петровна к дачному сезону решила подготовиться заранее, заказала сахар по объявлению, которое размещает в «Навигаторе» оптовая фирма. Пенсионерка обращалась туда не раз, но при очередном заказе в январе ей привезли не то.
«Позвонив диспетчеру, я попросила конкретно краснодарский, так как хотела купить именно свекольный сахар российского производства, – пишет в редакцию Лидия Петровна. – Однако, когда доставили товар, оказалось, что он из Нижегородской области, г. Сергач, ООО Торговый дом…, что вызвало у меня сомнения, свекольный ли он. Грузчик очень спешил, сказав, что машина стоит и заказов много. Оплатив покупку, сразу же стала звонить диспетчеру: попросила ее или заменить сахар, или предоставить сертификат качества».
В продовольственной компании сначала согласились заменить мешок, но на следующий день выяснилось, что краснодарского сахара на базе нет. С сертификатом качества, сообщила диспетчер, можно ознакомиться в офисе на ул. Тихой, 2.
Наша читательница обратилась в отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Советского района с вопросом: как быть, если привезли не тот сахар? «Мне сказали, что этими вопросами занимается Роспотребнадзор. И добавили: сахар от другого производителя – еще не страшно, обычно бывает недовес. Действительно, вес мешка оказался не 50, а 45 кг. Я позвонила в Роспотребнадзор, но там ответили, что это несанкционированная торговля, они ее не контролируют…»
Кому-то может показаться, что дело не стоит выеденного яйца. Но все-таки был нарушен Закон о правах потребителей. Мы позвонили директору оптовой фирмы, рассказали, что пожилая женщина очень переживает, и попросили урегулировать конфликт. К сожалению, взаимопонимания достичь не удалось…
В территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в г. Бердске (находится в Академгородке на ул. Иванова, 6) нашему корреспонденту пояснили, что в данном случае речь идет о продаже товаров дистанционным способом. Правила этого вида торговли регламентирует постановление Правительства РФ от 27.09.2007 №612 (ред. от 04.10.2012). Согласно ему продавец должен до заключения договора купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и своем месте нахождения, о месте изготовления товара, его цене, условиях приобретения, доставки и другие сведения. В телефонном разговоре с диспетчером это обсуждалось, но договор не заключался. Покупателю вообще не предоставили документов.
– Фирмы, которые занимаются такой торговлей, не заключают договоров купли-продажи зачастую потому, что покупатели этого не требуют. Но продавец должен как минимум оформить товарную накладную, – пояснил главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Новосибирской области в г. Бердске» Виктор Матко. – Зная этот нюанс, покупатель должен быть особенно внимателен. Тот ли товар доставлен, надо выяснять до оплаты. Достаточно прочесть информацию на этикетке и отказаться от приобретения продукта или товара, не соответствующего запросу. Спустя несколько дней произвести замену либо вернуть деньги можно лишь в том случае, если продавец проявит понимание и пойдет покупателю навстречу. Обязать его сделать это нельзя: в соответствии с санитарными нормами продовольственные товары надлежащего качества возврату и обмену не подлежат.
Лидия Петровна предложила «Навигатору» не размещать такие рекламные объявления. Однако, сообщил Виктор Николаевич, оснований для этого нет, поскольку рекламу продовольственной компании в данном случае нельзя считать недостоверной. Даже с такой строчкой, как «Гарантия веса и качества», при обнаруженном несоответствии веса не поспоришь, потому что у бытовых весов может быть большая погрешность. Необходимо пользоваться только поверенным метрологом оборудованием, а взвешивать в присутствии представителя продавца. При определении веса имеют значение и условия хранения: в отличие от склада, в теплой квартире влага испаряется, мешок будет легче. Недовес не исключен, но, чтобы предъявить претензии, доказать его надо в соответствии с законом.
– Покупатель может обратиться в суд и попытаться доказать несоответствие веса, а также то, что его ввели в заблуждение относительно изготовителя товара. Но вряд ли овчинка стоит выделки: при цене мешка сахара полторы тысячи рублей придется в несколько раз больше заплатить адвокату, потратить время и деньги на проведение экспертизы, при этом нет гарантии, что суд удастся выиграть, – резюмирует специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по НСО в г. Бердске Людмила Щеголева.
В Роспотребнадзоре также сообщили, что могут провести проверку продовольственной компании, но для этого необходимо заявление гражданина.
В заключение несколько рекомендаций тем, кто приобретает товары дистанционным способом.
– Обращайтесь только в проверенные компании, которые давно работают на рынке, – советует Тамара Гаврилова, ведущий специалист ФБУЗ. – Заказывая товар, необходимо уточнить цену в рублях и условия приобретения товара, а также конкретизировать информацию (например, что сахар нужен именно краснодарский). При доставке товара обязательно проверяйте целостность упаковки и соответствие сведениям об основных потребительских свойствах товара. Настаивайте на предоставлении документов, в частности, товарной накладной и сертификата качества.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии