ЦКБ СО РАН: и тебя вылечат
ЦКБ СО РАН: и тебя вылечат
16 апреля в Центральной клинической больнице СО РАН состоялась пресс-конференция, где о настоящем и будущем ЦКБ рассказали главврач Татьяна КОВАЛЕВА и зампредседателя СО РАН академик Валентин ВЛАСОВ.
Преображение ЦКБ
Главврач больницы Татьяна Ковалева с нескрываемой гордостью демонстрирует свои преображенные владения:
– Только за последний год на реконструкцию больницы мы потратили 21 миллион рублей. Поменяли все тепловые узлы и теплотрассы, отремонтировали патолого-анатомическую, бактериологическую, клинико-диагностическую лаборатории. В рентгенологическом отделении сменили оборудование, у нас появилась стерилизационная камера, соответствующая новым требованиям СанПиН, – поясняет она.
Изменения видны уже с порога. Преобразилось приемное отделение: травмпункт выделен отдельно, к нему организован удобный подъезд с пандусом.
– Мы круглосуточно принимаем с травмами всех, в том числе и детей, – подчеркивает Татьяна Владимировна. – Амбулаторная помощь будет оказана на месте, а если показано лечение в стационаре – отправим ребенка в специализированное травматологическое отделение третьей детской больницы.
Собственной детской хирургией, также как и инфекционным отделением, ЦКБ обзаводиться не планирует; по словам Татьяны Ковалевой, к жестким требованиям новых санитарных норм старые корпуса приспособить нельзя. Да и востребованность их она ставит под сомнение – в соматическом детском отделении на 30 коек сегодня лечится всего 16 маленьких пациентов.
Все лучшее – детям
Само детское отделение сияет свежим ремонтом. Отдельный вход, изолятор, новая столовая, уютные палаты, где найдется место не только малышам, но и мамам – Татьяна Владимировна уверяет, что совместная госпитализация доступна всем родителям. Отдохнуть от процедур дети могут в уютной игровой комнате с забавной настенной росписью.
– Здесь малыши играют, рисуют, даже праздники проводятся, – поясняет Татьяна Ковалева. – Мы очень благодарны благотворительной организации «Здравоохранение – детям!» за создание этой комнаты и озеленение территории вокруг корпуса.
Впрочем, она тут же просит не преувеличивать роль общественников в произошедших изменениях:
– Сам ремонт мы начали, как и было запланировано – в 2010 году, и сделали бы его вне зависимости от обстоятельств.
Ремонт с иголочки
Косвенным подтверждением ее слов служат обновленные урологическое, гинекологическое и хирургическое отделения. Блестящий кафель, новая мебель – это внешняя сторона, для врачей важнее то, что каждое подразделение укомплектовано эндоскопическими стойками Karl Storz, позволяющими проводить современные малоинвазивные операции.
Несколько хуже обстоит дело с кадрами. Демонстрируя журналистам палату детской реанимации, Татьяна Ковалева с грустью отмечает, что оба врача, прошедшие курс специализации, сегодня не работают: один уволился, другая – в декретном отпуске. Занимаются воспитанием малышей и три педиатра детского отделения. Однако вскоре кадровая проблема может стать еще острее и отнюдь не по столь приятному поводу.
– Наши зарплаты были на том же уровне, что и в муниципальных клиниках – до февраля этого года. Мы могли бы поддерживать аналогичный уровень доходов, если бы получали деньги по системе ОМС, – заверила Татьяна Ковалева.
Больная проблема больницы
Выплаты из Фонда обязательного медицинского страхования для ЦКБ – больной вопрос. Ведомственная больница Академии наук традиционно выполняет функции районной – по словам главврача, только каждый шестой пациент имеет отношение к Сибирскому отделению. 440 мест из 470 доступны по системе ОМС. Из страхового фонда поступают деньги на медикаменты, мягкий инвентарь и питание – но не на зарплату. «Вам уже платит РАН, это будет двойное финансирование» – аргументируют свою позицию областные власти. «Мы перераспределили бы федеральные субсидии в пользу реконструкции больницы» – парируют представители СО РАН. Прецеденты оплаты лечения больных в клиниках РАН из средств ФОМС уже созданы в Красноярске и Томске, так что Татьяна Ковалева надеется, что в этом году возглавляемое ею учреждение получит вместо 20 миллионов рублей выплат по полисам медицинского страхования все 80.
Тактические планы
Впрочем, главврач искренне считает, что в ее положении жаловаться на недостаточное финансирование грешно:
– Страшно вспомнить, что было всего четыре года назад, – рассказывает Татьяна Ковалева. – Денег не было совсем, рассчитывались векселями. Не ремонтировались последние 40 лет. Уже сегодня больницу не узнать, а ведь это еще не конец! В следующем году отремонтируют ЛОР-отделение, там будет несколько детских палат. Планируется создание современного единого оперблока – с автономной системой вентиляции и очистки воздуха. На этот проект будет выделено 25 миллионов.
У руководителя клиники есть и более глобальные планы – реконструкция терапевтического корпуса, где располагаются неврология, кардиология, общая терапия и отделение функциональной диагностики. Его будут ремонтировать по частям – работы начнутся уже на следующей неделе. Миллион с лишним, затраченный на проектные работы, выглядит сущей мелочью по сравнению с 80 млн, которые планируется вложить в корпус в ближайшие пару лет. Татьяна Ковалева отмечает, что за последние три года резко увеличилось финансирование и муниципальных, и ведомственных больниц.
– Нам нечего делить с муниципалами, надо сотрудничать, – уверена она. – Нужно лишь разумно перераспределить ресурсы, использовать специализированные направления клиники. Рядом федеральная трасса – значит будем развивать травматологию. Больных с сосудистыми патологиями мы просто не успеваем довезти до города – надо лечить инсульты на месте. Но это не значит, что закроется детское отделение или роддом! Безусловно, мы продолжим работать как районная больница.
Стратегические перспективы
Впрочем, у руководства СО РАН несколько иной взгляд на вещи. Его озвучил академик Валентин Власов, курирующий медицинское направление в Сибирском отделении. В его представлении будущее ЦКБ – не многопрофильная больница, а один (или несколько) узкоспециализированных научных центров, напоминающих институты СО РАМН.
– У нас большие научные планы: есть медицинский факультет НГУ, организуется институт РАН медицинского профиля – все это станет базироваться в клинике. Здесь будут заниматься научной работой, а не клизмы ставить, – предупредил он.
Актуальность создания исследовательской клиники под боком у отделения медицинской академии не вызывает у него сомнений:
– Развитие молекулярной биологии и биотехнологии привело к тому, что академические исследования вплотную приблизились к реальной медицине. Мы пренебрегали этим направлением достаточно долго, и только в последние три-четыре года, когда было принято решение об образовании отделения физиологии и фундаментальной медицины, появились реальные перспективы.
С точки зрения Валентина Викторовича, сферы влияния будут разделены четко: клиника Мешалкина продолжит заниматься кардиологией, СО РАМН сосредоточится на эндокринологии (в планах строительство крупной клиники этого профиля), а обновленная ЦКБ встанет на переднем краю борьбы с нарушениями мозгового кровообращения и проблемами репродуктивного здоровья. Что до районной больницы – то новое современное здание вполне могут построить и муниципальные власти; очень кстати пришлась и Программа долгосрочного развития Советского района.
– А земельный участок для такого благого дела всегда найдется, – уверенно заявил Валентин Власов.
Пока эти преобразования выглядят туманной стратегической перспективой. Ремонт же, к счастью, оказался вполне реальным.
Антонина РЫБАКОВА
Фото Ю. Поздняковой (ЦОС СО РАН)
Комментарии