Через войну к мечте
Через войну к мечте
Через войну к мечте
Общественная организацияветеранов-пенсионеров войны, военной службы и правоохранительных органовСоветского района, Новосибирская областная общественная организация ветерановВДВ и войск специального назначения «Гвардия» совместно со студентамифакультета журналистики НГУ готовят сейчас выставку «Сибиряки на стражеОтечества». Эта выставка будет открыта в сентябре в одной из школ Советскогорайона. Экспозиция рассказывает о ветеранах Великой Отечественной войны,которые отстояли нашу Родину в битве с фашизмом, а с конца 50-х годов создавалиАкадемгородок.
Сегодняшняя статья открывает в «Навигаторе» серию публикаций,дающих представление о материалах будущей выставки.
«Поехали в Сибирь!» – сказал одному из своих учеников Константин БорисовичКарандеев – человек, ставший основателем Института автоматики и электрометрииСО РАН. Так, вслед за учителем, попал в Новосибирск и Илья Филиппович Клисторин.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С УЧИТЕЛЕМ
Война кончилась... Трудно выразить чувства, переполнявшие тогда старшегосержанта Илью Клисторина, встретившего День Победы под Прагой. Однако возвращатьсябыло особо некуда, да и не к кому – после войны никого из родных не осталось.
Для начала решил ехать в Москву – там базировалась часть, в которой онслужил. На пути к столице заехали с товарищами во Львов. Поели, выпили, вышлипрогуляться – все, что обычно делают приезжие. А потом на одном из зданий онувидел надпись «Политехнический институт» и объявление о наборе на учебу.
– Ну вы, мужики, как хотите, а я, пока не переговорю здесь сначальством, никуда дальше не поеду, – сказал он своим товарищам.
Фронтовик тогда не знал, кто такой декан, к которому его послали. Новсе же отправился на поиски деканата.
– Вот так я попал к этому человеку, декану факультета, сравнительномолодому профессору, Константину Борисовичу Карандееву, – говорит сегодня ИльяФилиппович, указывая на мужчину на портретной фотографии, висящей в егокабинете. – С ним я прошел всю жизнь, все ступени: от студента первого курса додоктора наук. С ним приехал в Сибирь из Львова. Он был директором нашегоинститута. Я был одним из любимых учеников, он меня называл сыном.
Выбор осенью 1945 г. радиотехнического факультета во Львовскомполитехе не был счастливой случайностью. Еще подростком Илья Клисторин увлекалсярадиотехникой. В 1937 г. собрал свой первый детекторный приемник. Мечталпоступить в институт и стать радиоинженером.
Но 17 июня 1941 г. – выпускной вечер в школе, а 22-го – началась война.В Кривом Роге, где жил тогда Илья Филиппович, с немецкой авиацией«познакомились» буквально на следующую ночь после нападения. Да и не могло бытьиначе – близко находился к месту боевых действий этот город с развитой рудодобывающейи металлургической промышленностью. Молодежь сразу собралась на фронт. «Надобудет – позовем», – отвечало суровое начальство и отправляло ребят в отряды дляуборки урожая и рытья окопов, а когда немцы стали быстро продвигаться потерритории Украины, начало готовить эвакуацию.
ВОЙНА
Но вот наконец и Илью Клисторина призвали в армию, однако и послеэтого в его руки попала не винтовка, а лопата. Потом были поездки на Донбасс,Кубань – и так до Кавказа.
В конце осени он все же оказался в 3-м запасном воздушно-десантномполку и был отправлен в Сталинград. Тогда и появилась у него красноармейскаякнижка, теперь ставшая настоящей реликвией. Небольшая, с красной звездочкой наобложке, с потрепанными страницами, она хранительница истории той войны и кусочкажизни этого человека. Здесь нет записи об участии в боях под Сталинградом.Однако учебный полк, в котором служил Илья Филиппович, был мобилизован дляборьбы с немецкими парашютистами, забрасываемыми сюда еще задолго доСталинградской битвы.
В 1942 г. Илья Филиппович поступил в воздушно-десантное училище –единственное на тот момент в стране. После освобождения Москвы оно базировалосьв столице.
– Проучился до мая 1943-го, – рассказывает фронтовик. – Мы должны былистать офицерами. Войска были элитными, подчинялись лично Сталину. Но выпустилинас старшими сержантами и отправили в воздушно-десантные бригады. И начиная сэтого времени я служил в 7-й гвардейской воздушно-десантной бригаде командиромрасчета 120-миллиметровых минометов. Так записано в книжке, но это не совсемверно: сначала были 50-, затем 82- и только потом 120-миллиметровые.
В годы войны были моменты на грани жизни и смерти. Но люди оказывалисьсильнее обстоятельств и выжили. Илья Филиппович говорит, что он «воевал каквсе». Человек привыкает даже к войне – это «нормальная жизнь», в которой были иминуты отдыха, и праздничные моменты. Порой, вспоминая и анализируя прошлое, онприходит к выводу, что по сравнению с другими служил довольно легко.
В конце 1943 г. его подразделение направили в Крым – десантироваться втыл врага. Но накануне немцы в воздухе расстреляли десантников из другойбригады. Поэтому бойцы Ильи Филипповича прыгать не стали. Может быть, этоспасло ему жизнь.
В 1944 г. он получил контузию. Оказался в госпитале с переломом теменнойи височной костей. Но ничего – остался жив.
В конце 1944 г. бригада была переименована в 351-й гвардейскийстрелковый полк. Илья Филиппович остался в той же батарее 120-миллиметровыхминометов командиром расчета. В начале 1945 г. он попал в Венгрию. Там какучастник разгрома танковой группы немцев юго-западнее Будапешта в марте 1945 г. заработал благодарность Верховного Главнокомандующего и орден Славы. А перед штурмомВены получил ранение в ногу и попал в госпиталь. Но через две недели сбежал и«с палочкой воевал до конца».
ГЛАВНОЕ – СОБРАННОСТЬ
Сложно говорить в таких случаях о том, что же действительно помогловыстоять в этой борьбе. Какие-то дарованные природой способности иливыработанные воспитанием и отшлифованные временем черты характера? Ветерандумает, что такой чертой была собранность.
Карандеев играл в большой теннис и начал тренировать молодежь. «Будетесдавать зачет наравне со специальностью», – сказал он своим студентам. В товремя раненая нога Ильи Филипповича еще болела. Тогда проявились качества,которые и сегодня отличают его от многих – сильная воля и целеустремленность.Он заставлял себя играть, и это помогло разработать ногу. Теннис на долгие годыстал его увлечением. Позднее сам стал учить ребят. Кстати, первые корты вАкадемгородке появились по его инициативе.
НАУКА
В Новосибирск Клисторин в числе первых сотрудников Институтаавтоматики и электрометрии приехал в 1958 г. Был первым ученым секретареминститута, возглавлял лабораторию, а затем отдел. За 15 лет деятельности вобласти информационно-измерительных систем под его руководством защитили 20кандидатских диссертаций, а сам Илья Филиппович стал доктором технических наук.За вклад в становление ИАиЭ его наградили орденом «Знак Почета», его имязанесено в Книгу почета института, присвоено звание заслуженного ветерана СОРАН.
В 1973 г. профессор Клисторин был приглашен в Кишиневский политехническийинститут для организации и заведования кафедрой «Конструирование и технологияпроизводства радиоаппаратуры». Там он проработал 21 год. За это времяподготовил около 30 кандидатов наук, часть из них потом стали докторами. А ИльяФилиппович стал членом-корреспондентом Академии наук Республики Молдова.
В 1995 г. ученый вернулся в Новосибирск. Сейчас он работает вКонструкторско-технологическом институте научного приборостроения, а такжеявляется главным научным сотрудником одной из лабораторий ИАиЭ СО РАН, которойзаведует его ученик А. Лубков.
Сегодня своей главной обязанностью Илья Филиппович считает подготовкунаучных кадров. Многих ему приходится убеждать в необходимости пойти васпирантуру, защитить диссертацию, получить ученую степень. На первый планвыдвинулся материальный фактор – люди предпочитают зарабатывать деньги.Впрочем, сейчас приоритеты меняются, и молодые специалисты вновь проявляютинтерес к науке. И это во многом заслуга таких людей, как Илья ФилипповичКлисторин.
Я. Долганина,
студентка журфака НГУ.
Комментарии