Чем увлечь школьника?
Чем увлечь школьника?
Чем увлечь школьника?
Когда-то первые дискеты вызываливосхищение: такая маленькая пластинка, а может вместить результаты работы всейлаборатории за многие годы. Современных школьников те дискеты тоже поражают,правда, совсем по-другому: такие огромные, неудобные, а объем памяти с флэшкойни в какое сравнение не идет! Техника прошлых лет завораживает. Мой семилетнийсын долго не мог поверить, что именно так выглядели первые мониторы и принтеры.Но больше всего его воображение поразил работающий патефон. Музей науки итехники СО РАН он некоторое время так и называл – «музей с патефоном».
В рамках Дней науки этот музей посетилиболее 300 школьников. Было организовано свыше десятка лекций: «Основателии первопроходцы Сибирского отделения РАН», «Вычислительная техника через века истраны», «Институт ядерной физики в лицах и достижениях», «Геология и сибирскиегеологи» и т.д. Но секрет популярности вовсе не в умных названиях, а в людях,которые эти лекции читали. Среди лекторов – именитые ученые, чьи имена можно вучебниках встретить, и совсем молодые специалисты, доктора, кандидаты иаспиранты, но, пожалуй, самое главное, что все они люди увлеченные, любящиесвое дело. Слушаешь их и действительно веришь, что аэродинамика – ужасноувлекательно, а программирование полно манящих тайн и загадок, что ядернаяфизика – твое истинное призвание и что ты много потерял, не став геологом. Намой провокационный вопрос: «Зачем им, людям, несомненно, занятым, тратить времяна школьников?» я получила приятное непонимание и довольно похожие ответы.
Андрей БЕРС, д.т.н., Институт системинформатики: «Дело в том,что научить человека нельзя, человек может только учиться. А это возможно,только если ему интересно. Конечно, порою нужен «толчок» извне – многих великихмузыкантов заставляли в детстве играть на скрипке, но без внутреннего желания иинтереса ничего не выйдет. Чтобы из дитяти появился человек, дитятей надозаниматься, надо, чтобы с ним взаимодействовали другие люди. И если вы нехотите, чтобы ваши дети курили в подворотне, создайте им интересную«подворотню» сами. Я думаю, такие лекции – мой долг, и это естественно длячеловека, 45 лет прожившего в Городке».
Илья ЗВЕРКОВ, к.т.н., ИТПМ: «Люди часто идут по пути наименьшегосопротивления и все чаще сейчас уходят из реального пространства в виртуальное.От этого теряют все: они, общество и я как часть общества. Выход, на мойвзгляд, прост – нужно показать, что в мире есть немало других интересных вещей,а компьютер – всего лишь инструмент в решении увлекательных, реальных задач. К тому же детям читать лекции просто приятно: в нихесть огонек живого бескорыстного интереса, который и направляет нашу жизнь втворческое русло».
Но истинное удовольствие – слушать, когдаони говорят о своей работе, профессии. Юрий РОГОВСКИЙ, аспирант ИЯФа: «Вработе физика, конечно, есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, этонеограниченный рост, возможность посмотреть мир и познакомиться с замечательнымилюдьми на международных конференциях, достойная зарплата, а самое главное,ядерная физика – это очень интересно. С другой стороны, для такой работы нужныспособности выше средних, усидчивость, умение видеть цели и их достигать. Ктому же физикам приходится всю жизнь учиться...» Александр МАРЧУК, директорИнститута систем информатики: «Чтобы стать настоящим ученым, нужно хорошееобразование, пытливость и то, что люди называют искрой божьей – тот внутреннийстимул, который поможет пройти дорогу до конца».
С Александром Гурьевичем Марчуком общатьсябыло особенно интересно. Ведь недаром говорят, что если раньше дети хотели бытьбандитами, то теперь самая популярная профессия в стране – программист.«Конечно, программирование сегодня «модно», – подтверждает директор ИСИ, – аребята все склонны упрощать, называя программированием способность написатьпару строчек на языке Си. Нужно не бояться объяснять им, что путь до настоящегоспециалиста очень длинный. Программистов «средней руки» в мире достаточно – ихсотни тысяч в Индии, Китае, и нам сложно составить им конкуренцию. Зато мирнуждается в специалистах высокого уровня – программистах, способных решатьсложные задачи, в том числе и на стыке наук. Вот в таком «умном»программировании специалистов действительно не хватает, а у нас они есть.
Совсем недавно наша молодежная группаобошла многие известные корпорации в решении нестандартной задачи: нужно былопреобразовать старое программное обеспечение, написанное на нескольких языках,причем сделать это автоматически. Другим удавалось достигнуть соотношения: 90%– автоматически, 10% – вручную, и только наши ребята достигли всех 100%. Заказыпосыпались со всех сторон. Но вот что любопытно. Уже от третьего они отказались– «не интересно, не способствует профессиональному росту». Я уверен, достичьуспеха им помогла научная методология. У студентов НГУ в этом преимущество –научному подходу их учат еще в университете.
Теряет ли наука, когда специалисты уходятв коммерческие фирмы? Думаю, нет. Наука – это не храм чистого разума: мы решаемодни и те же задачи, только ученые – более модельные, а практики – болеереальные. На мой взгляд, идеально, когда специалист, проработав лет двадцать впрактике, возвращается в науку и образование. Но если он не был ученым никогда,то и вернуться не сможет.
О чем была сегодняшняя лекция? Я попыталсярассказать о вычислительной технике, о нашем вкладе в ее развитие. Ведь заслугиученых Академгородка в этой области огромны! Это не бахвальство. Лаврентьевпринимал непосредственное участие в создании первых вычислительных машин, апозже ученые ВЦ создали образцы современной, в том числе параллельной техники. Мыоказали влияние на развитие Интернета: еще в 70-е между институтами былапротянута кабельная сеть для совместной работы вычислительных машинколлективного пользования. Впоследствии эта сеть дала нам немалоестратегическое преимущество, позволив одними из первых в стране стать активнымипользователями и участниками Интернета. Рассказывать обо всем этом школьникам –наш долг в цепочке поколений. Конечно, все не так просто. Сегодня обществовоспитывает молодежь более меркантильно. «Общепринятые рамки» часто мешаютчитать лекции – они не дают раскрыться тем, кому тема действительно интересна.Именно поэтому мы решили проводить летние школы: талантливых ребят вывозим,даем погрузиться в другую атмосферу, где никто не мешает их заинтересованности,где их окружают такие же энтузиасты».
Видимо, проблема действительно есть. Ведьдаже мы, взрослые, оглядываемся друг на друга, а людей, искренне увлеченныхсвоим делом, считаем чудаками. Но то, что лекции удались, можно говорить суверенностью. Не только старшеклассники, но и четвертые, и даже вторые классы сувлечением слушали лекторов около часа.
«Читать лекции младшим школьникам – непростоезанятие, – говорит к.г.-м.н. Анатолий ГИБШЕР, прочитавший лекцию длячетвероклассников из 130-ки. – Но зато работать с ними очень приятно, я и вовремя проведения геологических олимпиад школьников всегда работаю с такимидетишками. Они еще не «зазнались», живо, быстро и эмоционально реагируют.Удалась ли лекция? Думаю, да: во-первых, было тихо, значит, слушали, во-вторых,были вопросы, значит, интересно». «Еще бы не интересно! – смеется проходящаямимо учительница. – Мы теперь геологией заболели. Даже я пожалела, что геологомне стала».
Николай ПОКРОВСКИЙ, директор музея, тоже считает неделю удачной: «Во многомэта заслуга нашего сотрудника, отличного специалиста, мастера своего дела –Элеоноры Петровны Швецовой. Вообще, работа со школьниками – это краеугольныйкамень в просветительской работе. Недаром Лаврентьев говорил о преемственностипоколений. Все научные направления охватить пока не удалось. Это был первыйопыт подобного рода, отработка методики. Но в дальнейшем мы надеемся восполнитьэтот пробел: Академгородок обладает поистине уникальными лекторскими ресурсами.Пока у нас, к сожалению, нет собственного лекционного оборудования. Без техническойподдержки сложно организовать лекции на нужном уровне, способные впечатлитьсовременную молодежь. Но я уверен, решение проблемы найдется.
Надеюсь, что музей станет не толькоучреждением культуры, но и центром общения людей, заинтересованных в нашейтематике. Основная тематика – приборы и техника научного эксперимента. Но помере работы стало понятно, что ребятам интересны не столько научные установки,сколько знакомые им предметы, с которыми они сталкиваются в быту. Радиосвязь,транспорт – это своеобразная «приманка». Вы, наверное, и сами замечали, какпритягивает внимание выставленная коллекция моделей машин или мотоциклы.Сначала кто-то придет посмотреть на мотоцикл, а заодно и послушать лекцию. А в следующийраз уже специально придет на лекцию».
Неделя науки закончилась. Что осталось?Очень хочется верить, что любопытство, интерес и желание узнать об услышанномпобольше. Может, именно так и зарождаются будущие светила науки?
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии