Будущее Академгородка решали на ученом субботнике
Будущее Академгородка решали на ученом субботнике
Будущее Академгородка
решали на ученом субботнике
ММФ НГУисполнилось 45 лет. Его основателями были академики М. Лаврентьев, И. Векуа, А.Мальцев, С. Соболев. Сегодня ММФ – самый большой факультет, где обучается болеетысячи студентов и десятки аспирантов. На двадцати кафедрах факультета работают16 академиков, около сотни профессоров и докторов наук, более 150 доцентов икандидатов наук. Среди крупных новосибирских компаний достаточно сложно найтите, где в штате сотрудников нет ни одного выпускника ММФ. Программистов иматематиков с ММФ НГУ можно встретить в любой компании мира – от Москвы досамой Силиконовой Долины. Возможно, именно это натолкнуло организаторовполукруглого юбилея на мысль не ограничивать празднование рядом торжественныхмероприятий, а провести большой круглый стол и поговорить о деле, а именно: оперспективах развития Академгородка и его инновационном потенциале – тема,безусловно, очень модная, а благодаря тщательному муссированию в прессе – давнонабившая оскомину. И все-таки нечасто удается собрать в одном зале и послушатьискреннее неподготовленное мнение именно тех людей, от которых сегодня зависитрешение означенных вопросов. Инициатором и главным организатором мероприятиявыступила директор некоммерческого партнерства «СибАкадемСофт» Ирина Травина.
В жаркоесубботнее утро в аудитории им. А. Мальцева собрались: заместитель главыадминистрации НСО Г. Сапожников, ректор НГУ Н. Диканский, начальникУправления делами СО РАН Д. Верховод, глава администрации Советскогорайона А. Гордиенко, директор Института математики академик Ю. Ершов,директор Института систем информатики профессор А. Марчук, члены дирекции технопарка,а также сотрудники институтов СО РАН, деканы и преподаватели техническихфакультетов НГУ и представители наукоемких компаний Академгородка.
В началемесяца президент обратился с докладом к Федеральному собранию, в котором онобозначил проблему технологического отставания России. 16 июня этот вопрос былрассмотрен специально созданной правительственной комиссией по совершенствованиювзаимодействия федеральных органов исполнительной власти с исполнительнойвластью субъектов РФ. С докладами выступили министр образования и науки РоссииАндрей Фурсенко и губернатор НСО Виктор Толоконский. Один из важных вопросов поэтой теме, касающийся всех представителей науки – это трагическоереформирование Академии наук, ее искусственное разделение на фундаментальную иприкладную. Теоретически эту проблему должно решить создание в России ряда технопарков,если принять за главное условие, что это будет интегрированная структура,включающая в себя систему образования, академическую, прикладную науку икоммерциализацию разработок. По словам Г. Сапожникова, именно так описанбудущий новосибирский технопарк в технико-экономическом обосновании, послеутверждения которого будут выделены средства на его строительство.
Н. Диканский: «НГУ всегда был национальным»
«Новосибирский университет в нашемгороде любят так сильно, что ему порой тяжело вздохнуть, – рассказывает о жизниНГУ его ректор Н. Диканский. – Сколько мы потеряли времени на землеотвод,теперь будем ждать выделения финансов на проектирование и строительство.Площадь нового главного корпуса предполагается 150 тыс. кв. м.Сегодня общая площадь НГУ – 42 тыс. кв. м. Для проектирования мыбудем привлекать наших выпускников. Большинство организационных проблемвозникают потому, что отсутствует единая позиция управляющих органов – мэриигорода, Сибирского отделения, администрации района. По этой же причине мыпроигрываем в конкурсах: на создание ОЭЗ, на создание национальногоуниверситета и т.д. Университет – это градообразующая организация, это фабрикапо производству интеллекта. В других странах, где власти это понимают,инновационная политика развивается хорошими темпами, а мы все еще переживаем революциии войны, которые приносят неизбежные потери. После Великой Отечественной войныя жил на Украине, и прекрасно помню, как всего за пять лет было восстановленожилье, заводы, промышленность. Мы же сегодня, разговаривая о создании иразвитии, продолжаем разрушать. Скоро уже 20 лет после перестройки, а мы вселомаем. Академики Лаврентьев и Христианович приехали в Сибирь на пустое место,чтобы создавать новую науку. Сегодня же мы снова приходим к заскорузлой системестоличности, которая издревле царствует в России. Это самый плохой вариантгосударства. Скажите американцу «столичная наука» – он засмеется: «Какая наукав Вашингтоне?» У нас же все стекается туда, где деньги: в Москве на каждомсантиметре сидит талант с протянутой рукой. Распределенная сеть национальныхуниверситетов – это известный и очень хороший способ существования науки.Причем, люди, которые заканчивают эти университеты, продолжают жить и работатьв том же месте, а не опять-таки вползают в столицу любыми путями. Не зря жеРоссия расширялась и развивалась казацкими поселениями – это ведь были люди,которые контролировали границы расширения территории страны, а теперь мы сновавсе смотрим на Москву. Сибирь потеряла треть населения – с 29 до 20 млннаселения. Если рассматривать перспективу развития научного потенциалаАкадемгородка как создание технопарка, университет должен будет увеличитьвыпуск как минимум вдвое».
Несмотря напроигранный Красноярску конкурс, Новосибирский госуниверситет подготовил своюконцепцию создания национального университета и направил ее министруобразования Андрею Фурсенко и вице-премьеру правительства Дмитрию Медведеву. Посути НГУ всегда был национальным сибирским университетом. Идея его былапродумана изначально, был создан соответствующий пояс внедрения и сеть исследовательскихинститутов – зачем пытаться изобретать велосипед на стороне? Конечно, этот поясвнедрения не работал достаточно эффективно в условиях плановой экономики иполного отсутствия ориентации на рынок. Но это не повод обесценивать егосегодня, когда ситуация изменилась, и нужны лишь возможности, которые полностьюзависят от столичного решения. Н. Диканский подчеркнул, что сегодня, чтобыполучить высокий рейтинг, вузу недостаточно обладать самым высоким уровнемобучения специалистов – необходимы бюрократические навыки, требовательность ивоинственность в завоевании грантов и даже умение давать лохматые «откаты».Иначе говоря, популярность вуза становится похожа на успех современной звездыэстрады, и способы получить первое место в рейтинге компетентного жюри болеечем исповедимы.
Танцыв сосновом лесу
Единства позиций нет не только вНовосибирске, где каждая из сторон – обладминистрация, дирекция технопарка,Сибирское отделение и резиденты – имеют свои интересы и свое видение проекта,не во всем совпадающее с позицией коллег, но в самой системе управления.Различные составляющие инновационного развития России относятся к ведомствуразных министерств: проекты технопарков курирует Мининформсвязи, особыеэкономические зоны – МЭРТ, а Министерство образования и науки отвечает заподготовку квалифицированных кадров для полноценной работы обеих этих программ.Разделение полномочий – это прекрасно, когда система интегрирована и работает ведином выбранном направлении. Когда же три проекта – жилье для сотрудников СОРАН, технопарк и расширение НГУ – кружат хороводы в сосновом лесу, с пеной урта доказывая свое право на землеотвод у мэрии, это больше напоминает очередьза колбасой, чем укрепление инновационного потенциала. «Когда мы прогнозируемразвитие науки, – поясняет заместитель главы администрации, – мы имеем дело снаучно-экспериментальной базой – но, к сожалению, в политике зачастую бываеттрудно выбрать опору для того, чтобы предсказать результат. Академия наукдостаточно вяло отстаивает свои позиции. Сегодня мы находимся в довольножесткой системе законодательных преобразований, в частности, налоговой политикипо отношению к земле, и от этого будет зависеть судьба Академгородка.Признаться, я испытываю огромное чувство тревоги, что, перейдя в муниципальное владение,земля Академгородка может стать местом для спального района, поскольку самосообщество не будет иметь никакого влияния на процесс. Один налог с Советскогорайона составит 1 млрд 270 млн рублей. Нужно найти механизм какоставить значительную часть этих средств для развития района. Я написал мэругорода и губернатору письма, где изложил все свои опасения и предложилсотрудничество мэрии с администрацией области».
Лучшийтехнопарк пока в проекте
Тем временем,прошло уже более года с того момента, когда президент посетил Академгородок изаговорил о необходимости создания технопарка на базе научных институтовАкадемгородка, а в г. Ломоносов близ Петергофа технопарк уже строится, иникаких проблем с выделением финансов не возникает. Представители IT-компаний интересуются: «доколе»? Чем меньше надежды навыделение государственных средств, тем больше уверенность резидентов иобщественности, что государственная стратегия развития инноваций в Новосибирскене сработает, а леса Городка будут вырублены исключительно под коммерческуюзастройку: конгресс-отель, развлекательный центр, ипотечное жилье, а такжекорпуса под дорогие офисы богатых компаний. Однако нельзя однозначногарантировать, что поддержка государства не будет использована по старинномурусскому обычаю – коррумпированность представителей власти на местах еще никтоне отменял. Для контролирования таких процессов требуется специальнаянезависимая комиссия, состав которой определить крайне сложно – компетентноелицо независимым не бывает.
Резидентам технопарка,ради развития которых изначально планировался федеральный проект, приобретениев кредит офисных помещений пока не предлагают. В чем же секрет такогонеспешного выделения средств? Неужели никто из будущего состава управления технопаркане может аргументировано доказать необходимость осуществления президентскогоплана для Мининформсвязи? Около недели назад Г. Сапожников посетилзаседание торгово-промышленной палаты с участием главы Мининформсвязи Леонида Реймана.Заместитель главы НСО обратил внимание, что большая часть резидентов технопарковевропейской части России – торговые компании либо мелкие наукоемкиепроизводства, интегрированные в крупную систему, управляющий центр которойнаходится где-нибудь в Сингапуре, и подчеркнул, что это не наш путь. Правда,остается непонятным, почему же деньги на «неправильные» технопарки государствовыделяет быстрее, чем на «правильные». Впрочем, планы строительства меняютсячаще, чем статус технопарка – еще недавно про строительство на улице Инженернойникто не хотел говорить – невыгодно, недостаточно места и т.д. Сегодня жезаместитель главы НСО заявил во всеуслышание: «Около НГУ будут находитьсятолько офисно-лабораторные здания технопарка, а производственные корпуса мырасположим на улице Инженерной. Эта огромная работа по согласованию необходимыхусловий требует подробнейшей проработки и постоянного контакта с резидентами,поэтому не стоит думать, что, обгоняя нас по темпам строительства, технопаркидругих городов идут впереди по темпам осуществления проекта».
Ктоизбавится от денег?
Исключительно философское восприятиепроекта технопарка в очередной раз высказал глава администрации Советскогорайона А. Гордиенко, акцентировав внимание аудитории на этическихмоментах, а также на главном принципе функционирования технопарка как единойинновационной системы, которая по своей сути не имеет ничего общего с проектом,созданным на коммерческой основе. Логично предположить, что, взяв в банкекредит для обучения детей в престижных зарубежных университетах, чтобы онисмогли вам отдать эти огромные тысячи, когда вырастут и, вероятно, начнутзарабатывать миллионы, лучше на всякий случай иметь в запасе пару лишнихквартир, которые вы сможете продать. В случае с технопарком «дети»(инновационные компании) находятся по одну сторону баррикад, а «заложенные»инвестором квартиры – по другую. Родителем, заинтересованным в инновациях,может выступать только государство. Инвестора, пусть даже самого благородногона всю Россию-матушку, интересует только сумма и срок окупаемости проекта. Этоестественные условия любого коммерческого проекта. Проблема лишь в том, что втаких условиях для настоящего инновационного развития (от долгой и упорнойразработки, требующей уйму сил, времени и денег – до создания готовогопрототипа и, наконец, внедрения) в этой схеме нет места. Известно три способаизбавиться от денег – женщины, азартные игры и инвестиции в науку. Но,используя первые два варианта, человек получает удовольствие, а в третьемслучае – лишь состояние вечного ожидания. Но чтобы ждать успеха, нужны нетолько деньги, но и навыки научного менеджмента, которыми не обладают самиученые. Кто станет научным консультантом инновационных компаний технопарка,который будет направлять их в ту или иную область деятельности иконсультировать, в создании каких продуктов можно использовать разработаннуютехнологию? Кто станет выделять и распределять средства питомцам инкубатора, неимея никакого опыта работы в области научного менеджмента?
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии