Без бурных обсуждений
Без бурных обсуждений
В Новосибирске продолжается обсуждение народного бюджета. На втором круглом столе, точнее, видеоконференции, посвященной транспорту и дорожно-благоустроительному комплексу, побывал наш корреспондент.
Традиционно в Новосибирске бюджет принимают в конце октября. Обычно после бурных дискуссий, дипломатических переговоров, порой и закулисных интриг, пройдя два чтения в горсовете, он попадает к горожанам уже готовый – куда, сколько и на что будет потрачено… Жители города, как правило, или с полученными цифрами мирятся или критикуют на форумах и кухнях. Что, впрочем, неудивительно. Ибо денег, как известно, много не бывает и депутатам всегда приходится решать: какие дыры залатать, а какие оставить на потом, какие направления развивать, а какие заморозить. Угодить всем просто нереально.
Но в этом году традиционное принятие бюджета решили изменить. Горожан допустили в так называемое нулевое чтение. Проект назвали «народным бюджетом» и народу предложили по поводу бюджета высказаться. Однако мэр сразу предупредил, что «вовлечение максимального количества горожан позволит увидеть, как непросто дается каждая бюджетная строка, с каким трудом отстаивается каждый рубль». Впрочем, обещали народное мнение учесть.
Всем, кто желает высказаться о том, куда именно надо потратить городские деньги, предложили собраться либо в соответствующем учреждении в городе, либо в своей администрации. Для каждой среды месяца обозначили тему. А для большей наглядности и динамичности процесса все администрации, собравшуюяся общественность, чиновников мэрии и специалистов в обсуждаемой отрасли соединили видеоконференц-связью, чтобы горожане могли задать свои вопросы и высказать предложения. Первый круглый стол на тему энергетики и жилищно-коммунального хозяйства вызвал у общественности некоторое недоумение. Особенно возмущались на форумах по поводу наличия у чиновников и специалистов списка вопросов, которые задаст общественность. Импровизация оказалась тщательно спланированной. «Игра в демократию», «очередная профанация» – какими только эпитетами ни наградили инициативу народного бюджета форумчане. Досталось даже самому названию. Жители Новосибирска тут же заинтересовались, были ли предыдущие бюджеты «антинародные» и не планируется ли после создания «Народного фронта» и «народного бюджета» приняться за построение «народного народа».
И вот второй круглый стол. Проблема транспорта и дорог актуальна для всех районов города. Советский в этом смысле не исключение. Уникальность его в том, что расположен далеко, и никаких альтернатив автобусам и маршруткам у нас, по сути, нет. В отличие от других районов здесь нет ни метро, ни троллейбусов, ни трамваев. И это при том, что оба берега нашего района соединены с центром города дорогами, большую часть дня заблокированными пробками. Не удивительно, что эта тема вызвала немалый интерес у общественности.
Вопрос о том, как же дадут возможность высказаться всем собравшимся, казался просто нерешаемым – полный зал, и почти у каждого сидящего несколько вопросов. И это только в Советском районе. А их в городе 10 и еще полный актовый зал МУП «Новосибирский метрополитен»! Решение оказалось простым и несколько неожиданным. Каждый район задал один, максимум два вопроса… В чуть более льготных условиях оказался Железнодорожный, юбиляр этого года. Конечно, учитывая тему круглого стола, большинство вопросов было, скорее, смесью постановки проблемы и предложения. После вполне предсказуемого ответа о том, что предложение интересное, проблема актуальная и вопрос решить вполне возможно, переходили к следующему. Чиновники и специалисты, не зная, какие именно суммы им заложат в бюджеты будущего года, просто не могли ответить ничего конкретного.
Реальная работа началась уже после круглого стола – администрация собрала у присутствующих все вопросы и предложения. Какие-то она попробует решить на местном уровне (обсудят непосредственно с управлением транспортных перевозок и компаниями, занимающимися перевозками), а часть в виде предложений перешлют в мэрию.
Бурных обсуждений о том, куда важней пустить муниципальные средства: на легкорельсовый транспорт для Левого берега Советского района или новые станции метро в Дзержинском, предложенный мэрией формат не предусматривал. Впрочем, обсуждения в рамках видеоконференции вообще не были запланированы. Поэтому сказать, что народ принял участие в формировании бюджета или хотя бы почувствовал сложность распределения средств, нельзя. Зачем была нужна эта видеоконференция? Если не рассуждать о популизме и показухе, то лично мне ответить нечего. Для этих целей была достаточна и более эффективна работа на уровне района, а как итог – список районных проблем, выстроенный по приоритету.
Юлия ЧЁРНАЯ
Комментарии