Авария глазами директора
Авария глазами директора
В прошлом номере «Навигатора» опубликованы материалы об аварии на котельной в п. ОбьГЭС и ликвидации её последствий. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с директором ООО «ГазТЭК» Дмитрием ФОКИНЫМ.
– Расскажите, что, по-вашему, произошло в котельной ООО «ГазТЭК» 4 января?
– В самой котельной не произошло ничего ужасного. Заурядная аварийная ситуация, которая по-любому должна была быть ликвидирована за 5-6 часов.
– Тогда почему она привела к таким тяжёлым последствиям?
– Так нередко бывает при авариях в сложных технических системах – хоть в авиации, хоть на АЭС, хоть в большой системе теплоснабжения. Происходит лавинообразное разрастание, когда небольшой отказ порождает несколько следующих, потом всё дальше и дальше… Всего секундный провал в электроснабжении привёл к таким тяжелым последствиям!
– Но ведь так бывает не всегда...
– Верно. Устойчивость системы определяется её способностью блокировать, гасить цепочку неблагоприятных последствий на всех стадиях развития аварии.
– Чего же не хватило в этом случае?
– Как инженер много могу рассказать. Выделю главное. Сначала сказалось отсутствие обратных клапанов на подающих магистралях. Это наша вина и наша ответственность. Увы, остальные участки системы теплоснабжения также не смогли сдержать нарастание аварии. Тепловым сетям не удалось реально задействовать резервную схему теплоснабжения жилья от котельной СО РАСХН – она просто не потянула дополнительную нагрузку, тем более что в подвалах и подъездах уже стали замерзать и лопаться трубы и радиаторы. Коммунальщики не успели полностью освободить от воды замерзающую разводку отопления. А при заполнении системы после начала подачи тепла сказалась ветхость систем отопления в домах, грязь в непромытых радиаторах, отсутствие или неисправность вентилей, плохое утепление подвалов, подъездов.
– Вы пытаетесь снять с себя ответственность?
– Зачем? События ясно показали, что мы не являемся слабым звеном системы – мы ровно такие же, как все.
– Но вы не стали и сильным звеном. Вот если бы в котельной было современное оборудование…
– Тогда бы нашлось другое слабое место. Мне от этого было бы легче, а вот замерзающим людям – вряд ли.
– Что нужно сделать, чтобы ситуация не повторялась?
– Работать. Много работать. Постепенно исправлять то, что развалилось за 20 лет – ведь с конца 80-х годов наши коммунальные системы не обновлялись.
– Это касается и вас. Все говорят, что в котельной нет второго котла.
– Резервный котел в нашей котельной есть. Правда, он послабее и производит не сразу горячую воду, а сначала пар, которым греется вода, но это непринципиально. Мы могли бы задействовать его максимум за час. Но такой необходимости не было. Основной котел работал, как часы. Авария произошла на обратном трубопроводе тепловой магистрали – прямо за стеной котельной.
– Как долго искали место аварии?
– Почти сутки. Порыв не был виден на поверхности, из-за этого было трудно сориентироваться. Кипяток и пар шли под землёй и хлестали в тепловой распределительный пункт – это такая будка в 20 метрах от котельной, в подвале которой трубы расходятся на город и промплощадку НЗК. Обстановка была нервной. Прибывало всё больше начальников, все торопили – копайте скорее. Копать начали не там. И тут же порвали резервный электрокабель, питающий котельную. В итоге порыв нашли с 4-й попытки.
– Сами руководили «раскопками»?
– Нет, был ведь праздничный день. 4 января в котельной дежурила обычная смена и от руководства по графику – главный инженер. После аварии по тревоге вызвали почти весь персонал котельной. Я был в отъезде, но сразу же выехал в Новосибирск.
– Когда к ликвидации аварии подключились власти?
– Очень быстро был создан городской штаб во главе с вице-мэром В. Шумиловым. К ликвидации подключились силы МЧС. Помощь была кстати – и техникой, и особенно организацией взаимодействия всех организаций и служб, обслуживающих разные части системы теплоснабжения.
– Штаб уже закончил работу?
– Нет, работа продолжается. Дело в том, что до стабилизации теплового режима в домах штаб категорически запретил нам подключать промплощадку НЗК. Это довольно болезненное решение для самого завода и для многочисленных арендаторов. К сожалению, часть отопительной системы завода пришла в негодность. На её восстановление потребуются значительные средства.
– То есть аварийная ситуация все ещё продолжается?
– По словам работников городского штаба, в посёлке осталось 3-4 проблемных стояка – в основном, в подъездах. С наступившим потеплением 21 января нам разрешили заполнение уцелевших систем отопления завода.
– Прошла информация, что в момент аварии в провал с кипятком упал сотрудник котельной.
– Провала не было. 35-летнего рабочего Алексея Тетерина нашли в том самом тепловом пункте около 23 часов 4 января с серьёзными ожогами. Его сразу отправили в больницу, но утром 6 января он скончался. Пока не очень ясно, что с ним произошло. К моменту аварии он проработал у нас меньше двух месяцев. Мы взяли на себя все расходы по похоронам, сейчас думаем, что можно сделать для его детей.
– А для пострадавших жильцов думаете что-нибудь сделать?
– Хотелось бы. Сейчас обсуждаются разные варианты. Будем думать, советоваться с властями, с депутатами.
– Какие уроки вы извлекли из этой аварии?
– На 2008 год мы планировали серьёзную модернизацию котельной, установку новых котлов, сетевого оборудования. Чтобы успеть к следующему отопительному сезону, собирались 15 января начать техническое обследование здания котельной (это необходимо для разработки проекта).
– Власти говорят о строительстве муниципальной котельной на ОбьГЭС.
– Экономика России быстро растёт. Строится всё больше жилья, новых производственных объектов. Повсюду огромный дефицит тепла. На ближайшие 10 лет любые энергетические мощности будут только во благо. Места всем хватит.
Д. Костенко
Комментарии