«АукцЫон»: все вертится!
«АукцЫон»: все вертится!
«АукцЫон»: все вертится!
Почти все легендарные команды подземного города Питера канули в Лету. Где-то на шкафу у старых меломанов пылятся целые пачки винила: круглые и чужие, как НЛО, ставшие уже почти экзотикой диски. Оригинально и неумело оформленные конверты в стиле зарождающегося андеграунда русского рока 80-х: «Зоопарк», «Странные игры», «Кино», «Звуки Му», «Аквариум». Всех хранителей этой лихой старины крепко обнял покой и теплый быт. Кто успел подхватить набегающую молодую волну, теперь с удовольствием слушает «Чайф», «Ногу свело». Ну и пусть свело – нужно терпеть и двигаться дальше.
Но это публика. А что сами отцы-основатели? Все при деле: один героически сражается с Киркоровым и отказывается выступать на одной сцене с «Мумий Троллем», другой, стянув резиночкой жидкую, но очень актуальную бороденку, с хитрым прищуром водит Дмитрия Диброва по местам боевой славы. Кто обладает даром не слышать вопли публики, избегать скандальной славы на телевидении и в прессе? Жить тихо и двигаться медленно, уходить на дно и продолжать играть свое?
Леониду Федорову нечего вспомнить. Он молод, харизматичен и совсем не склонен к ретроспективе. Музыканты «АукцЫона» не репетируют месяцами, разбредаются по своим делам, забывают слова песен, партии, названия альбомов, опровергая своим бешеным успехом ныне модную тенденцию к профессионализму в рок-музыке. «Леня постоянно где-то играет. Ему просто некогда и незачем работать с «АукцЫоном» в поте лица», – разводит руками долговязый шоу-мэн Олег Гаркуша, юродивое, но милое сердцу меломана «лицо» группы.
Почти все музыканты имеют еще какие-то проекты, играют каждый свое, ничуть не похожее на то, что вытворяют они, собравшись вместе. Например, «Волков Трио» (где постоянно играет Леонид Федоров) – авангардный джаз, элементы которого неизбежно попадают в творчество «АукцЫона». Леонид всерьез боится хитов и ширпотреба. Всеми принятый «на ура» альбом «Птица» он искренне считает скучноватым. Нравиться ему интересно в первую очередь себе. К публике же относится почти равнодушно. Видимо, поэтому в скором времени вышел непонятный альбом «Жилец вершин» – проект известного художника, музыканта и поэта Алексея Хвостенко (читателю он наверняка знаком как автор «гребенщиковского» хита «Город золотой»). Оторванный от реальности Федоров озвучил тексты Велимира Хлебникова шелестом флейт и приджазованной меди.
По сложившейся уже традиции контакты с журналистской братией (да и вообще со всем мирским людом) осуществляет шоу-мэн Гаркуша. Леонид до общения не снисходит: предпочитает от закусок переходить непосредственно к репетиции. Столь же сурово рок-звезда обошлась и с новосибирской прессой, чем серьезно затруднила общение с Олегом – добрая треть интервью была испорчена барабанами и фузированной гитарой солиста. «Насчет Лени не переживайте, он ничего умного вам не сообщил бы», – успокоил помощник группы, седовласый мужчина в строгих очках.
А вот что «умного» удалось услышать от Олега Гаркуши:
– Последние годы выходило мало альбомов. С чем это связано?
– «АукцЫон» никогда не был группой коммерческого содержания, группой, которую можно часто услышать по радио или увидеть по ТВ. Мы, к счастью, к этой когорте не относимся, поэтому вправе сами решать, когда выпустить альбом, сколько их выпустить и выпускать ли вообще.
– У самих нет желания ездить куда-то или все решают финансы и директор?
– В принципе, нам все равно, где играть. Куда позовут, выбирать не приходится. У меня ведь есть масса других проектов – создание клубов, мероприятий, меня приглашают стихи почитать, концерты провести. У других музыкантов то же самое. Коля Рубанов (саксофон, дудочки) ведет несколько проектов, Боря (ударные) в «Разных людях» играет.
– Известно, что вы продвигаете молодых музыкантов, занимаетесь организацией их концертов. С какими группами вы предпочитаете «ходить» по клубам?
– Группы, как правило, очень сильные, но никому не известные.
– Вокруг вас зарождается мини рок-клуб?
– Ну да, фактически. Помогать людям надо. Вот в начале июля будет фестиваль «Окна открой», где все группы выступают впервые. Это важно, что они молодые, не замыленные.
– На что сейчас похожа молодая питерская рок-музыка? Есть тенденции какие-нибудь?
– Есть группы, похожие на «Аквариум», «АукцЫон», «ДДТ». Мы в свое время были похожи на «Странные игры» или «Алису». Вообще, это очень опасно для молодой группы, когда ее сравнивают с кем-то. Особенно пресса страшна в этом смысле. Ведь пишешь-то всегда новую вещь, а оказывается «Yesterday». Бывает, группа уже развалилась давно, а про них все еще говорят, что они были на кого-то там похожи. С годами стиль всегда оформляется, поэтому не нужно сразу ждать новизны или искать аналогии для стиля молодых команд. Это их может погубить.
– Что вы делаете с удовольствием?
– О! Первый хороший вопрос. С удовольствием я собираю информацию о группе, беру ножницы, вырезаю статьи и складываю в папочку. Папочку кладу на полочку.
– Про себя самого?
– Ну, и про себя тоже. Приятно. Вообще, про «АукцЫон». Вы зря смеетесь. Это не нарциссизм. Ведь когда-то в журналах такого не найти было. Был журнал «Ровесник», «Комсомольская жизнь». У меня еще не стерлись эти воспоминания. Я тогда еще это все делал, а сейчас уже вошло в привычку. Это называется архив. У меня столько информации там, не представляете!
– А Интернет разве не помогает? Там ведь море информации.
– Ой, я это все не люблю. Нет у меня компьютера и не нужен он мне. И нет в Интернете столько информации по «АукцЫону», будьте уверены. Все материалы – у меня!
– Как относитесь к тенденции профессионализма: надо вкалывать изо дня в день, андеграунд был «от сохи». Вот Гребенщиков, например, очень серьезно на эту тему настроен последние годы.
– Я, конечно, Гребенщикова очень люблю и уважаю, но позволю себе заметить, что многие музыканты от сохи. Была в свое время замечательная группа «Санкт-Петербург». Культовая группа города. Так он приходил на их репетиции и просил, чтобы ему дали сыграть хоть пару песен. Все потихонечку нарабатывается. Тот же Федоров вообще петь не умел. Какое там вкалывать! У нас много лет нет упорных репетиций. Иногда слышишь на концерте мелодию, думаешь: «Так, это что у нас такое? Не слышал вроде». А потом подстраиваешься. А со стороны кажется, что все отрепетировано от и до.
– У вас «АукцЫон» – работа?
– Нет, я официально работаю в культурном фонде по поддержке молодых музыкантов «Гаркундель». Президентом. Работа что надо: мне дают деньги, я езжу по всему миру. Так и отвечаю всем: «Работа – президент!»
Мне все-таки показалось, что Олег явно покривил душой, говоря о неотрепетированности: концерт в Доме ученых 26 июня был сыгран великолепно. Звуки новой волны, голос Федорова и сумасшедший полет духовых под бешеную тряску Гаркуши оказал поистине дьявольское воздействие на мирный научный центр. Как еще, скажите на милость, вы могли бы объяснить столь синхронное буйство природы? За полтора часа выступления группы Городок был залит по щиколотку, тротуары завалены тополями, стекла окон – вдребезги. Не иначе, эти ребята частенько наведываются в саму преисподнюю пропустить у веселого камина пару стопочек...
Мария ПЕТРОВА.
Комментарии