Анатолий Чубайс в ДУ
Анатолий Чубайс в ДУ
Анатолий Чубайс выступил перед учеными в ДУ СО РАН, где подробно описал перспективы сотрудничества госкорпорации «Роснано» с Сибирским отделением и высокотехнологичными компаниями. Он заявил о намерении Правительства кардинально изменить действующее законодательство для создания нормальных условий развития и внедрения инноваций.
Делегация «Роснано» прибыла в Академгородок, чтобы наладить более плотное сотрудничество. Тем, кто пытался работать с корпорацией в течение двух лет с момента ее создания, хорошо известно, что скорость рассмотрения поданных заявок стремилась к нулю. Работала она вяло, не испытывая никакого интереса к малому инновационному бизнесу. Из тысячи заявленных проектов выбрали всего 14 самых крупных – от завода солнечных батарей в Новочебоксарске и производства упаковки в Казани до организации выпуска сотен тонн композитных материалов для летной техники и примерно такого же объема поликристаллического кремния в Иркутской области. И ни одного проекта в Новосибирске.
С мая этого года дефицит масштабных проектов радикально изменил курс корпорации. Теперь она будет пытаться извлечь максимум из того, что имеется на рынке, независимо от величины компании – в дело пойдут и вершки, и корешки. Схема утверждения проектов остается неизменной – они проходят экспертизу научно-технологического совета и ряд экспертиз их бизнес-составляющей.
– Главная задача – создание высокоокупаемого эффективного бизнеса, строительство заводов и фабрик по выпуску наукоемкой продукции, – сказал глава «Роснано». – Начиная с июля, мы должны утверждать 15 проектов в квартал – столько, сколько сумели сделать за два года существования корпорации. Это очень жесткие требования, но мы намерены их выполнить. Речь не идет о том, чтобы построить три заводика. Создадим целую индустрию. После одобрения наблюдательного совета (совет с участием министров профильных министерств) планируем построить в России около 20-30 нанофабцентров в самых «продвинутых» регионах страны.
Нанофабцентр – это предложенная Чубайсом структура для работы инновационного бизнеса. Она включает в себя не только здание от управляющей компании-инвестора в аренду инноваторам, но и центр трансфера технологий, помогающий найти общий язык разработчикам с инвесторами. Это венчурный фонд, приносящий инвестиции, посевной фонд для «выращивания» проектов от стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также центр коллективного пользования, оснащенный необходимым оборудованием. Кстати, глава корпорации отдельно подчеркнул, что оснащение таких ЦКП как в принципе неокупаемую компоненту «Роснано» берет на себя ради функционирования структуры.
Таким образом, новое пугающее слово оказалось сходным по значению с понятием технопарка, и представители Сибирского отделения даже предложили создавать такой центр на базе планируемого у нас. Участки на ул. Николаева по-прежнему пустуют. Но даже с учетом запланированных на выделенных площадках проектов там вполне найдется место и для нанофаба. Анатолий Чубайс подчеркнул, что при создании нанофабцентров имеет смысл опираться на уже имеющуюся инфраструктуру. Узнав, что в технопарке Городка будет ЦКП, он согласился, что в рамках строительства технопарка и нужно создавать нанофаб.
Глава «Роснано» признал, что построить инновационную индустрию без изменений законодательства сегодня невозможно. В течение июня корпорация планирует составить и разослать нашим инноваторам подробные анкеты. Ответы на них дадут четкое понимание ситуации с малым наукоемким бизнесом в Академгородке. По заявлениям Анатолия Чубайса, этот мониторинг не станет очередной ненужной бумажкой. На основе анализа изменится налоговый, бюджетный и таможенный кодексы, а также корпоративное, эмиграционное законодательство и патентное право. Корпорация готова к целенаправленной работе с министерствами и внесению необходимых изменений в законы РФ, за пробелы в которых Анатолий Борисович лично повинился перед аудиторией:
– К сожалению, для наших законов неважно, что вы везете через границу – 100 г химического реактива или 100 т зерна. Для них нет разницы, приглашаете вы иностранного эксперта по научному проекту государственной важности или уважаемого таджикского рабочего для строительства вашей дачи. Можно сегодня ругать за наши законы кого угодно. Например, меня. Ведь многие из тех документов, которые сегодня не дают работать инноваторам, рождались в моем кабинете. Но поймите, что тогда были совсем другие задачи – спасти государственную казну любыми возможными способами. Не до мелочей было. Сегодня же задача стоит совершенно другая. Во всем мире источники инвестиций в рисковые наукоемкие проекты – консервативные государственные финансовые институты. В частности, пенсионные фонды. Вот где нужно брать деньги, а потом уже грамотно юридически канализировать денежные потоки, чтобы они находили своего адресата. Создать в России инновационную экономику – задача уровня президентской ответственности, так что, как бы мы по привычке ни относились со скепсисом к любым государственным начинаниям, поверьте – это не тот случай.
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии