Алексей Крикливый: «Рождественский фестиваль перерождается!»
Алексей Крикливый: «Рождественский фестиваль перерождается!»
Под занавес Года театра корреспондент «Навигатора» встретился с главным режиссёром Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Алексеем КРИКЛИВЫМ.
– Чем запомнился Год театра?
– Почему-то в голову лезут не совсем праздничные вещи… Вообще Год театра можно сравнить с днём рождения – когда у тебя хлопот больше, чем собственно празднования. Действительно, происходило много разных активностей. Наш театр принял участие в нескольких фестивалях и в масштабном «Театральном марафоне», спектакль «Пианисты» режиссёра Бориса Павловича получил «Золотую маску» как лучший спектакль. Провели Рождественский фестиваль искусств. И в целом в городе прошло немало интересных событий: фестивали «Хаос», «Три вороны», «Другие берега», кукольный фест «Перекрёсток»…
Но вспоминаются и анекдотические вещи. Для меня Год театра начался в ноябре 2018-го, когда в «Глобусе» пытались заменить директора. И эта акция наложила на меня мощный отпечаток, я действительно стал немного другим.
Обрати внимание: мы сейчас сидим в радиоцехе и пока не слышим отбойных молотков. А они работают – нам чинят крышу в разгар зимы! И это тоже происходит в Год театра (смеётся). Учредители нам рекомендуют не играть спектакли в ходе ремонта, чтобы быстрее всё закончить. Но мы не можем обмануть зрителей, купивших билеты… Деньги на крышу припозднились, а календарный год заканчивается…
– А ситуация с отставкой худрука НГДТ Сергея Афанасьева в Год театра – это анекдот или трагифарс?
– Не буду комментировать это. Никак.
– Хорошо, продолжим подводить итоги года. Вы составляли программу Рождественского фестиваля. Насколько это сложно, интересно, ответственно?
– Это и сложно, и интересно, и ответственно! (смеётся)
– Бывало, что какие-то переговоры заходили в тупик?
– Бывало. Афиша собирается задолго до начала форума. Мы отсмотрели огромное количество спектаклей – и живьём, и на видео, прежде чем пригласить их в Новосибирск. Какие-то идеи отложены до следующего раза, это нормально. Был случай, когда мы решили пригласить уже не идущий известный европейский спектакль, отстроить в «Глобусе» декорации – очень уж хотелось показать его здесь. И партнёры пошли на это, но не состыковались по срокам, актриса была связана другими обязательствами. Безумно хотел привезти два крутых спектакля Жени Марчелли – но их уже нет, привет Году театра…
Но давай вернёмся к нынешней программе. Очень рад, что новосибирцы увидели спектакли Крымова, Юхананова, Бычкова – их никогда здесь не было. Для меня это важное дело.
– Рождественский фест стал праздником театра, который очень ждут. Чем в многолетней истории форума вы особо гордитесь?
– За многолетнюю историю, думаю, любой фестиваль может гордиться теми именами и названиями, что собирали предшественники. И это абсолютная правда, что на фестиваль специально едут зрители из других городов. А на этот раз, во-первых, назову спектакли только что названных режиссёров – «Серёжа», «Золотой осёл», «Дядя Ваня», а также «Солнечная Линия» Рыжакова. Считаю, это выдающиеся театральные работы. Но и афиша прошлого фестиваля была очень интересная и разнообразная. Я ей горд. Там тоже не было ничего лишнего!
Вообще, как мне кажется, фестиваль начал какое-то перерождение – когда публике предлагаются не только спектакли и концерты. Мы попробовали создать ещё и определённое выставочное направление. И в «ЦК-19» организовали гастроли экспозиции «Сибирский иронический концептуализм». Планов по дальнейшему расширению культурного поля фестиваля много. Хочется, чтобы нас услышали творческие люди. В Новосибирске можно творить: рисовать, танцевать «странные танцы», писать пьесы – и выносить это на публику. Хочется, чтобы такие крупные форумы, как Рождественский фестиваль искусств, работали на будущее, создавали творческую среду.
– Следующий вопрос – про вашу личную свободу. Вы пришли в театр при директоре Людмилиной. Сейчас, при директоре Алябьевой, складывается ощущение, что территория вашей свободы и зона внутреннего комфорта стали шире. Это так?
– Безусловно, способ коммуникации стал совершенно другим. Татьяна Николаевна – человек с определенными сильными качествами, у Елены Владимировны много своих сильных сторон. И было бы глупо ждать, что Алябьева в какие-то моменты будет вести себя как Людмилина. Наша работа состоит ещё и в умении договариваться. Если вспоминать мои восемь с лишним лет сотрудничества с прежним директором театра, в них было всё что угодно. Но важно, что было и общее счастье от каких-то значительных событий. И мы приятельствуем до сих пор. Я дорожу этими отношениями. И дорожу тем, как беззаветно служит театру Елена Алябьева.
– Интересно, что в нашем театральном городе не было ни одной режиссёрской рокировки, когда, к примеру, Крикливый ставит в «Красном факеле», а Кулябин – в «Глобусе»!
– Ну, несколько лет назад мне поступило такое предложение (улыбается). Самое главное, я не смог ответить на вопрос, зачем мне это в тот момент было надо. Хотя встреча с другим коллективом для режиссёра – это всегда интересно. Тебя словно пересобирает заново.
– Поговорим о современных пьесах. Насколько вам интересны местные драматурги? Их немало – Рябов, Кармалита, Гилева, Галлямова, Трушко, Богданова, Муренко… Или Вырыпаевым Новосибирск закрывает тему новой драмы?
– Закрываем? Ни в коем случае! Мне очень интересно то, что здесь пишут, очень. В данном случае, когда начинается разговор про Вырыпаева и «Глобус», мы отталкиваемся от предложения приглашённого режиссёра.
История, связанная с современной сибирской драматургией, как мне кажется, должна строиться другим образом. Мы можем поддержать энергию пишущих новосибирцев, но она должна регулярно проявляться. Знаю, что Дима Рябов много сил тратит на поддержание проекта «ДрамСиб», но одного Димы мало! Нужно организовать мастерские драматургов. Николай Коляда великим образом прокачивает Екатеринбург, отсюда и результаты: пьесы уральцев известны и ставятся очень широко. Очень хорошо понимаю, сколько сил это занимает у Николая Владимировича! В Новосибирске драматурги пишут мало, и это понятно: нет выхлопа в виде постановок. Хотя в том же «Глобусе» несколько лет назад появился спектакль по пьесе Саши Липовского «Куба», и он до сих идёт. В рамках одного из Рождественских фестивалей прошла лаборатория «Любимовка» в Новосибирске». Как главный режиссёр театра я хотел этим подчеркнуть, что всё возможно. Давайте что-то делать. Почему бы не собрать фестиваль современных драматургов? Такой монстр, как Рождественский фестиваль, вполне мог бы откликнуться на эту инициативу.
Не так давно я был ридером «Любимовки», читал ежегодно по 700 пьес. Было бы здорово, если бы 150 из них оказались новосибирскими. Нужна среда, где состоится переход количества в качество.
– Вы говорите как главный режиссёр театра. А режиссёру Крикливому ещё не встретился новосибирский текст, который бы его взбудоражил – я вас правильно понял?
– Одно время был фанатом современной драматургии, даже фанатом-фанатом. Но с возрастом мои взгляды и предпочтения меняются. Я сам меняюсь, и ищу свои темы, и не везде их нахожу, будь то современная или классическая литература. Мучительно выбираю материал для будущего спектакля. Мучительно! Вполне возможно, в скором времени буду не брать чьи-то готовые тексты, а собирать спектакль в ходе репетиций…
Возвращаясь к теме современной драматургии. Читаю её. Правда, теперь гораздо меньше. Мне гораздо уютнее на поле прозы. Но это только мой путь – а кому-то (и скорее всего) очень нужны новые тексты драматургов.
– К слову, о прозе. В театре «Старый дом» уже поставлен спектакль по бестселлеру Яхиной и запланирована премьера по нашумевшему роману Сальникова. А вам что из современной прозы интересно – Водолазкин, Прилепин?
– Я, конечно, был сильно впечатлён романом «Петровы в гриппе и вокруг него», и даже в ходе переговоров предлагал одному театру постановку по Сальникову. Это действительно одно из лучших произведений, написанных на русском языке за последнее время! В «Мастерской Крикливого и Панькова» мы недавно выпустили «Калечину-Малечину» по Некрасовой. Это интересный автор. С большим удовольствием прочёл новый роман Яхиной «Дети мои».
– Мне кажется, романы Яхиной больше киношная, чем театральная история…
– Конечно! Хотя когда прочёл её дебютный роман «Зулейха открывает глаза», сразу подумал о театральном сериале. Яхина действительно мыслит как сценарист.
Что ещё назвать тебе из интересной отечественной прозы? В принципе, когда захожу в книжный магазин, обязательно листаю новинки, вышедшие в «Редакции Елены Шубиной». У Григория Служителя, к примеру, интересный текст – не зря его только что отметили на «Большой книге». Также под большим впечатлением от Владимира Шарова. От «Лавра» Водолазкина получил огромное удовольствие. Как-то повелось, что всё, что выходит у Пелевина и Сорокина, обязательно прочитывается.
– А что не может себе позволить академический театр «Глобус»?
– Мы же не будем сейчас говорить о пропаганде педофилии, мате, обнажёнке, антрепризной литературе, верно? Академический театр может позволить себе многое, но у руководства должно быть чувство вкуса и чувство меры.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото Виктора Дмитриева
Комментарии