Алексей Кортнев: Я вернусь через неделю
Алексей Кортнев: Я вернусь через неделю
Алексей Кортнев:
Я вернусь через неделю
В связи с последними трагическими событиями все развлекательные мероприятия с 5 по 7 сентября по указу президента РФ должны были быть отменены. Но обстоятельства сложились иначе. Гастрольный тур группы с говорящим названием пал на дату официального траура. Однако концерт состоялся. Кому-то это может показаться вызовом обществу, циничностью. Таких не было на концерте горячо любимой новосибирцами группы «Несчастный случай». Люди продолжают жить, слушать музыку, тихо улыбаться, с чувством аплодировать. И, уверяю вас, ничего кощунственного в этом нет. Как не было ничего ужасного и в том, что в голодное и страшное время Великой Отечественной войны артисты продолжали ездить по городам тыла и приносить радость таким же измученным, изголодавшимся людям, какими были они сами.
Музыканты «Несчастного случая» в этот вечер играли сидя и были почти недвижимы. Не всегда тихо, но вдохновенно и необычайно искренно. В репертуар вошли вещи из нового альбома «Последние деньки в раю». Несколько композиций Алексей Кортнев уступил старинному знакомому Сергею Фалетенку (для непосвященных: это блюзовый и рок-н-рольный музыкант когда-то знаменитой в Городке группы «Золотая долина», сейчас его можно услышать по средам в одноименном ресторане). Кортнев пояснил, что делает это из единственного желания впервые за долгие годы послушать Сергея «живьем». А завершался концерт «Аркадием» и другими старыми-добрыми-вечными «несчастниками».
Сам Алексей прокомментировал свое решение играть так: «Единственный способ противостоять злу – это творить добро. Я обязательно буду играть в Новосибирске, потому что люблю этот город. Но мы, как и все, переживаем трагедию, поэтому гонорары от концертов перечислим в больницы, где находятся жертвы теракта. Приняв такое решение, мы просто обязаны сыграть. Никакого веселья или шоу не планируется. Программа достаточно грустная, лирическая. А через неделю я снова вернусь в Новосибирск, чтобы представить зрителям новый музыкальный спектакль». (В Доме ученых этот спектакль состоится 14 сентября. – М. Ш.)
– Можно чуть подробнее о предстоящем спектакле?
– Он поставлен по повести Аверченко «Подходцев и двое других». Повесть 1917 года. Забавно, что в ней нет даже намека на то время, когда она была написана. Ты дочитываешь и удивленно обнаруживаешь дату в конце страницы. Это оставляет сильное впечатление – все воспринимается совершенно иначе, комедия неожиданно становится не такой уж веселой. Становится понятно, что эти три веселых персонажа через пару-тройку лет растворятся в небытии.
– Музыка из спектакля «Двое других» написана отдельно или это песни из репертуара группы?
– Большинство песен в спектакле самостоятельной ценности не имеют, это прикладные вещи, сделанные четко по сюжету. Единственная песня из репертуара «Несчастного случая» оказалась там очень к месту. Это древняя наша песенка «Все-все». Мы исполняем ее вдвоем с Максом Леонидовым.
– На сайте спектакля есть только фабула и фамилии актеров. Можно немного о том, как вы получили эту роль?
– Меня позвал туда Макс. Его родной брат Андрей долгое время был главным режиссером Петрозаводского театра драмы, где он и поставил этот спектакль. Макс посмотрел сценарий и пригласил меня и Андрея Урганта. Я согласился с восторгом. Мне всегда очень хотелось сыграть драматический спектакль, тем более в такой чудесной компании.
– «Последние деньки» правда последние? Вы больше не будете писать альбомы?
– (возмущенно) Кто сказал?!
– В одном из интервью вы сообщили, что нужно найти в себе силы вовремя зачехлить гитару, а не выдавливать из себя музыканта по капле.
– (Хитрая улыбка.) А я там точно о «Несчастном случае» говорил? Ну, может быть, что-то такое и брякнул под настроение. Настроение ведь разное бывает, знаете ли... Вообще-то у меня даже мысли не было бросать группу. Возможно, мои слова неверно истолковали, когда я говорил о завершении этапа бурной концертной деятельности. С ней мы действительно решили покончить. Я имею в виду не редкие, но меткие гастроли по крупным городам и большим залам, а повседневное лабание в клубах. Это попросту вредно для музыканта – он выдыхается в рутинном зарабатывании денег, ему становится уже не до альбомов.
– Поддерживаете контакт с КВН-щиками? Есть общие проекты?
– Ничего похожего. Они по большей части в рекламе либо еще в каком-то бизнесе. Все при деле, пересекаемся чисто случайно. (Смеется.) Да-да, по какому-нибудь несчастному случаю. Последний раз выступали в Сочи на одной сцене с «Утомленными солнцем». После концерта утомленно ходили друг к другу в гости.
– Практически на каждом концерте вы исполняете то романсы, то народные или армейские песни. А в кругу друзей, наверное, и бардовские, и шансон?
– Я не понимаю различий – авторская, бардовская, шансон. Мне это разделение совершенно непонятно и кажется каким-то искусственным. Авторская – это когда автор сам исполняет? Тогда весь рок – авторская песня. Бардовская – мелодичная и лиричная авторская? А шансон в переводе с французского означает «песня». Просто любая песня. Потом шансоном назвали речитативный французский напев. А вот как вышло, что этим словом вдруг стали обозначать махровый бездарный блатняк, я не знаю. Эту пошлость вообще нельзя назвать песней.
– Заключительная песня альбома «Последние деньки в раю», где музыканты обвиняют вас в гордыне и всячески бунтуют в стихах, – это ваша идея или «написано по реальным мотивам»?
– Песне уже более десяти лет. Мы придумали ее на десятилетие группы, но не записывали, поскольку не представляли, как вообще можно записывать такое циркачество. Это ведь не совсем песня, речитатив сплошной. Никаких, упаси боже, реальных мотивов там нет. Это цирк и веселый спектакль, один из любимых жанров.
– Часто бываете в заграничных поездках?
– Если имеются в виду гастроли группы – никогда. Мы не путешествуем с группой по «забуграм» уже около десяти лет. Когда-то был повышенный интерес к России, и такие поездки еще имели смысл. Мы не настолько популярны, чтобы собирать полные залы. У нашей музыки небольшой такой, специфический слушатель. А для российской диаспоры играть, признаюсь, совсем скучно. Мои поездки за границу последние годы связаны только с отдыхом. С нетерпением жду ноября – мы с друзьями собираемся в Австрию кататься на горных лыжах. Я стараюсь выкраивать время для гор хотя бы пару раз в году.
– Вы собрали полный зал, легким движением руки объявили всем винегрет (антракт) и кокетливо рассуждаете о каком-то специфическом слушателе?
– Зал полон именно специфическим слушателем. Заявляю с полной ответственностью, что собирать всю нашу аудиторию в крупных залах имеет смысл не более двух раз в год, что мы и делаем.
– Некоторые песни «Последних деньков» по оркестровой аранжировке, пафосным словам любви и поставленному эстрадному голосу напоминают шедевры 70-х в исполнении Муслима Магомаева. Вы заигрываете с ретро?
– Я вовсе не люблю ретро. Просто мы играем в очень многих стилях. Творчество «Несчастного случая», на мой взгляд, не поддается классификации ни по стилю звучания, ни по текстовым жанрам. Каждая отдельная вещь находит свое оформление, свое музыкальное решение. А, кстати, ваша аналогия для меня очень лестная. Магомаев – мой кумир!
Беседу вела
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии