Александр Некипелов: «Выигрывает тот, кто управляет ситуацией»
Александр Некипелов: «Выигрывает тот, кто управляет ситуацией»
В конце мая Российскую академию наук должен возглавить новый президент. Список кандидатов утвержден, два из них уже побывали в Академгородке: лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алфёров и член Консультативного научного совета фонда «Сколково» Владимир Фортов. 16 мая свою предвыборную программу в Доме ученых представил вице-президент РАН экономист Александр Некипелов.
Непростой выбор
Председатель СО РАН Александр Асеев представил академика Некипелова коллегам как единственного из претендентов, «кто обладает опытом взаимодействия с властными структурами». Александру Дмитриевичу 61 год, он самый молодой кандидат и профессиональный управленец, умеющий рулить финансовыми потоками и отстаивать интересы научного сообщества. В ранге вице-президента уже 12 лет он руководит Российской академией наук, возглавляет комиссию Президиума РАН по правомерному, целевому и эффективному использованию финансовых ресурсов. С 2011 года занимает пост председателя совета директоров ОАО НК «Роснефть». В 2004-м возглавил школу экономики при МГУ, созданную на правах одного из факультетов. Специалист в области теории функционирования и управления экономических систем.
Александр Дмитриевич объяснил, почему согласился бороться за пост президента главной научной организации страны:
– Во-первых, считаю себя человеком, хорошо осведомленным в делах как внутри академии, так и во взаимоотношениях ее с правительственными структурами. Мне приходилось и приходится играть здесь определенную роль. Думаю, такие качества могут быть востребованы. Разумеется, это мое личное мнение, а выбор предстоит сделать сообществу.
Если смотреть правде в глаза…
Любая предвыборная программа располагает к тому, чтобы рисовать светлое стратегическое будущее и максимально всем всё обещать, философски заметил Некипелов. Однако сегодня обстановка вокруг РАН не способствует оптимистичным речам.
– Ситуация еще сложнее, чем в 90-е годы, – отметил Александр Дмитриевич. – Тогда было тяжело, жили впроголодь, но пытались сохранить науку, принимая порой экстраординарные решения. Власти говорили, что у них нет денег – зарабатывайте и спасайтесь, как можете. Но никогда не ставился вопрос, что фундаментальная наука стране не нужна.
В последние годы, по мнению экономиста, и в обществе, и во властных структурах произошло серьезное усиление позиций тех, кто полагает, что академическая форма организации фундаментальных исследований и неэффективна, и архаична. В частности, речь идет о министре образования Дмитрии Ливанове, выдвинувшем идею отказаться от структуры РАН в пользу развития науки в университетах.
– Между сотрудниками вузов и академией наук вбиваются клинья, – считает вице-президент РАН. – После экономического кризиса 2008-2009 годов динамика финансирования академии резко замедлилась, планы на обновление материальной базы академической науки оказались разрушены. Вместе с тем ассигнование государственных средств в сферу высшего образования постоянно растет. Ситуация складывается поистине парадоксальная: ректоры вузов приобретают современное наукоемкое оборудование, на котором некому работать, и начинают охотиться за сотрудниками исследовательских институтов, чтобы приборный парк не простаивал.
О разногласиях в организационно-правовой сфере свидетельствует и тот факт, что в стратегии инновационного развития появляются пассажи, характеризующие РАН как некую монопольную структуру, которой надо противопоставить развитие фундаментальной науки в альтернативных местах. Полтора года под разными предлогами не утверждаются поправки в устав академии, внесенные в Правительство РФ общим собранием РАН в декабре 2011 года, отметил Некипелов. Он полагает, что причина этого крайне проста – стремление лишить академию права на создание, ликвидацию, реорганизацию своих учреждений и тем самым резко ограничить возможности самоуправления академического сообщества.
Более чем серьезна опасность закрытия аспирантур в институтах.
– Ни при каком развитии ситуации академия не может позволить себе остаться без этого важнейшего инструмента подготовки высококвалифицированных кадров, – уверен кандидат.
Кадровый состав академии наук органы государственной власти также не обошли своим «вниманием». Так, в трудовой кодекс Минобрнауки РФ подготовлены поправки о введении возрастного ценза – до 60 лет на любые руководящие должности в РАН.
– Последние три года нас явно пытаются держать на голодном пайке, – подчеркивает Александр Дмитриевич. – Многие упрекают меня в том, что рисую слишком мрачную картину. Но лучше смотреть правде в глаза и понимать, что идет борьба, – и в правовой сфере, и в финансовой. Если мы не наладим диалог с властью, наука обречена.
Воевать или договариваться?
Академик Некипелов уверен, что умение отстаивать позицию научного сообщества в отношениях с правительственными структурами – одна из ключевых компетенций нового президента РАН. В первую очередь ему надо заняться правовыми аспектами взаимодействия. Кроме того, надо сохранить систему комплексных фундаментальных исследований и подтвердить центральную роль академии в их проведении и координации:
– Именно научное сообщество должно определять политику в этой сфере. А разговоры о том, что нужно оставить 15 тысяч ученых, у которых высокие показатели цитируемости по международным базам данных, и ограничить этим фундаментальную науку, приведут к катастрофе.
Эффективность – тонкий вопрос применительно к науке. Чтобы ее определять, Александр Некипелов предлагает сформировать многоуровневую систему независимых экспертных комиссий: Президиума РАН, отделений, институтов, а также привлекать иностранных специалистов.
Еще одна серьезная проблема, обозначенная в выступлении, – значительный возраст членов академии, из которых выбирается руководство РАН. Введение так называемых молодежных вакансий не спасло положение. Регулировать возраст, используя только механизм выборов, практически невозможно. Но есть и другие пути, например, ввести квоту для перспективных докторов наук на всех уровнях управления – в руководстве научных центров, в президиумах региональных отделений, в Президиуме РАН. Для обеспечения своевременной ротации управленческих кадров необходимо внести изменения в устав РАН.
Новое руководство академии должно видеть свою задачу и в том, чтобы содействовать привлечению молодежи, но при сохранении ученых старшего поколения, способных передавать ей опыт и знания. Политику, направленную на увеличение числа сотрудников РАН, работающих по срочным контрактам, необходимо продолжить. Вместе с тем Некипелов решительно выступает против создания особых условий для представителей российской научной диаспоры, направляющихся на работу в РФ из-за границы: «стимулирование патриотизма» может привести лишь к расколу научного сообщества, формированию ложных представлений у молодежи о способах карьерного роста.
Любовь РЖЕВСКАЯ, фото автора
Комментарии