«Академгородок – вся моя жизнь»
«Академгородок – вся моя жизнь»
Эдуард Владимирович СКУБНЕВСКИЙ живёт в Советском районе почти с основания Академгородка. Недавно он отметил 80-летие. Видел, как строились институты, возводились дома, благоустраивались и хорошели улицы. Академгородок обретал всемирную славу, превращаясь в особый мир науки и творчества.
Шли годы, всё вокруг менялось, и далеко не всегда перемены были позитивными. Но у Эдуарда Владимировича не возникало мысли покинуть Академгородок. Мы поговорили о том, что связывает с этим местом, что огорчает, обнадёживает и заботит.
– Вы коренной новосибирец. Как оказались в Городке?
– Впервые попал сюда в 1960 году, когда привёз будущую супругу Галину. Мы заканчивали школу за одной партой. Я поступил в НЭТИ, а она – в НГУ, поселилась в университетском общежитии. На четвёртом курсе мы поженились. После вуза супруга стала работать в Институте химической кинетики и горения, я – в Институте физики полупроводников. Вскоре родилась дочь, и нам выделили комнату на подселении на Морском проспекте. Выходит, что с 1964 года я постоянно живу в Академгородке, хотя много времени проводил здесь и ранее.
– В чём основные отличия Академгородка от других районов города?
– Здесь всё было близко, в шаговой доступности. Общественный транспорт в первое время ещё не ходил как следует, но прогуляться по улицам и тропинкам было приятно и не утомительно. На наших глазах Академгородок строился, развивался, хорошел. Правда, развлечений особых не было, но нам это и не требовалось. Дом – работа, работа – дом... О другом мы тогда и не думали.
– Что со временем растеряли?
– К сожалению, интеллигенция потерялась в Академгородке. По большому счёту мы её совсем потеряли. Представители старой интеллигенции ушли из жизни, а к появлению новой жизнь не располагает. Всё не так, как было прежде, и это огорчает. Образование сегодня оставляет желать лучшего. Не могу понять, что происходит в этой сфере. Часто провожаю в школу правнучку, и мне, взрослому человеку, тяжело нести её рюкзак. Что говорить о хрупкой второкласснице! Три учебника только по английскому языку! Множество разных тетрадей! Мы ходили в школу с лёгкими портфелями – и ничего, выучились, стали грамотными людьми.
– Вы 35 лет были замдиректора Института физики полупроводников и уже 12 лет работаете в Управлении делами и Президиуме СО РАН, сейчас – зампредседателя по вопросам эксплуатации. Какие проблемы в развитии Верхней зоны Академгородка считаете основными?
– До недавнего времени, на мой взгляд, их было две. Первая – передача Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского зданий двух бывших детсадов, в которых она размещается. Три года занимался этим вопросом, в 2023-м объекты стали собственностью Московской епархии. Я высоко оцениваю уровень преподавания в этой гимназии. Её преподаватели для меня – святые люди. Они прививают воспитанникам понятия нравственности, культуры, дают необходимое воспитание. Выпускники поступают в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, не говоря уже о Новосибирске.
Вторая проблема, которой занимаюсь более 10 лет, это расширение территории кладбища «Южное». С моей точки зрения, это главный социальный вопрос Академгородка. Несколько лет назад, когда участки под захоронение заканчивались, СО РАН получил разрешение от Академии наук на расширение площади кладбища на 3,5 гектара. Но мы столкнулись с противостоянием «зелёных» (хотя полноценных лесов на этом участке нет), затем протестовать стали жители ближайших домов, которые, кстати, находятся довольно далеко, исключая одну высотку. Как бы там ни было, участок вывели из состава земель Академического лесничества, и ситуация с кладбищем разрешилась. Однако этого оказалось недостаточно: ещё полгода – и «Южное» всё равно придётся закрывать.
– По мнению некоторых, в Академгородке ничего строить нельзя. А как на Ваш взгляд?
– Университет необходимо развивать, это факт бесспорный. Необходима и платформа «Университетская»: идти от остановки электрички «Обское море» через лес к НГУ не очень удобно, а число студентов растёт. Но пока непонятно, когда всё сдвинется с мёртвой точки. Защитники леса противостоят строительству. Сотрудники Института систематики и экологии животных СО РАН обследовали территорию и сделали вывод, что появление платформы не нанесёт вреда животному миру, краснокнижных растений здесь не обнаружено. С моей точки зрения, если всё сделать рационально и правильно, все останутся в выигрыше.
– Какие мероприятия требуются по уходу за лесом? Там много бурелома, но упавшие деревья не убирают...
– На СО РАН действительно возложена ответственность за состояние лесов и ликвидацию аварийных деревьев, но всё не так просто. Многим памятен случай, когда несколько лет назад на тропинке между улицей Пирогова и остановкой «ДК «Юность» упавшей берёзой насмерть придавило женщину. В наш адрес были выставлены претензии, пришлось выплатить внушительный штраф. СО РАН упрекали в том, что не следит за лесом. Но очищать лес пока возможности нет. Лесоустройство выполнено, а положения о лесопользовании – на стадии разработки. Там будут прописаны мероприятия, которые можно производить в лесах.
Особые опасения вызывает участок на улице Пирогова, где образовался настоящий лесоповал – такой, что даже технику туда завести будет проблематично. Там необходимо навести порядок, но когда это произойдёт – пока неизвестно.
– Высказываются идеи о выделении Академгородка в самостоятельное муниципальное образование. Как Вы к этому относитесь?
– Считаю, этого необходимо добиваться. Тогда разобраться со многими проблемами будет гораздо проще, и можно будет часть важных вопросов решать на местном уровне. Академгородок вполне заслуживает этого, принимая во внимание, что он является знаковым объектом Новосибирской области.
– Часто приходится слышать, что в Советском районе особенные люди. Удаётся находить общий язык?
– Всегда надо искать понимания с людьми, советоваться с ними, прислушиваться к разным мнениям. Я стараюсь посмотреть на ситуацию с позиции оппонентов. Их мнение тоже имеет под собой какие-то основания, необходимо понять их мотивацию, ведь, возможно, они правы.
Люблю разговаривать с человеком глаза в глаза. Моё правило: пообещал – сделай. Невыполнение обещанного недопустимо. Если есть обстоятельства, препятствующие этому, надо обязательно признаться. Не давать напрасных и невыполнимых обещаний, нести ответственность за свои поступки и слова.
– Ваша семья живёт здесь?
– Как у патриота Академгородка у меня никогда и мысли не возникало уехать отсюда. Здесь живут почти все мои близкие: семья дочери, семья внучки. И они не собираются покидать родной Городок.
– Чем занимаетесь вне работы?
– Всю жизнь увлекался спортом: играл в хоккей, баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Сейчас только на лыжах хожу каждую зиму. Летом люблю проводить время на даче: приезжаю на участок в выходные и по вечерам, когда появляется свободное время. Считаю, что физический труд полезен и необходим в любом возрасте и при любых обстоятельствах.
Татьяна ОСИПОВА, Елена ПАНФИЛО
Комментарии