Академгородок: нарушенное единство
Академгородок: нарушенное единство
Академгородок:
нарушенное единство
Перестройка вгосударстве стала для жителей Академгородка серьезным экзаменом – проверкойтрудностями, а для кого-то и настоящим искушением. Внешний облик научногоцентра и интеллектуальные потребности его обитателей не претерпели значительныхизменений – последние в первую очередь коснулись отношений между людьми.
НЕОБЪ ЯВЛЕННАЯВОЙНА
Экономическиереформы раскололи жителей Академгородка на два лагеря – на бюджетников и тех, ктонашел работу в частных фирмах. Я не случайно говорю «расколола», посколькуотношения между двумя этими группами академгородковцев до сих пор нельзяназвать сердечными, а в 90-е годы между ними шла настоящая война, где основойбоевой стратегии являлись «допрос» и «разведка». Суть «разведки» заключалась вследующем. Практически в каждом НИИ, а также на кафедрах учебных заведенийустраивались посиделки за чашкой чая, где все разговоры вертелись вокругдоходов сотрудников. Дотошно выяснялось, кто в каких условиях живет, гдеподрабатывает и у кого есть состоятельные родственники, после чегоразрабатывался план по выживанию «богатого» сотрудника из коллектива. Подобныечаепития с пересчетом денег в чужом кармане и сбором «компромата» можнонаблюдать и ныне, но, к счастью, обстановка в последние годы смягчается,поскольку число тех, кто совмещает трудовую деятельность в бюджетных икоммерческих предприятиях, неуклонно растет.
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕВЫКИНЕШЬ
Тактику«допроса», бытовавшую в середине 90-х, проиллюстрирую на следующем примере.Прихожу я в физиокабинет на процедуру, ложусь на кушетку, а рядом в креслосадится медсестра – ласковая такая, внимательная, – и давай вести задушевныеразговоры. Спрашивает: «Как тебя зовут? Где работаешь?» Я, разумеется, растаялаот такого внимания и охотно ответила на все вопросы.
Работала ятогда в рекламном агентстве, в котором зарплату не платили по три месяца, и,разумеется, без трудовой книжки (молодая ведь, вдруг ребенка рожу – пособиеплатить придется!), но почему-то сказала, что я еще студентка. «Очень жаль! –произнесла медсестра неожиданно злым и холодным голосом. – А я-то думала, чтоты в фирме работаешь. У нас все, кто из фирм, ходят на процедуры платно». Я сиспугом посмотрела на ее лицо, еще минуту назад лучившееся добротой и участием,и густо покраснела – не за себя, за нее. Да, из песни слова не выкинешь – этобыло. Это наша история, нашего с вами Академгородка.
В каждыевремена существуют свои искушения: в 30-х годах искушением было написать доносв НКВД, в годы застоя – объявить человека, который мыслит нестандартно итворчески, сумасшедшим, а в девяностых – заглянуть в чужой карман. И в любойисторический период были как те, что шли на поводу у «моды», так и те, что,несмотря на трудности, не потеряли человеческого лица.
РАЗДЕЛЯЙ ИВЛАСТВУЙ
Раскол инедоверие между бюджетниками и «частниками» в 90-е годы стали причиной проваламножества благих начинаний – рационализаторских, творческих и правозащитных.Любое предложение, исходящее от человека, «засветившегося» на сотрудничестве скакой-либо коммерческой организацией, да и просто от молодого, перспективногоработника, которого можно было заподозрить в желании «сделать карьеру»,воспринималось как желание выделиться на фоне других и саботировалось, дажеесли вело к общей пользе. Так, например, мне лично известны два случая, когдаинициатива молодых выпускников НГУ по созданию в НИИ профсоюзов и заключениюколлективных договоров с администрацией вызвало осуждение именно у тех, ктосетовал на их отсутствие. «Ты молодой – все равно потом в фирму уйдешь, апрофсоюзом занимаешься, чтобы карьеру сделать. Кстати, ты, часом, в депутаты неметишь, а?» – такие вопросы задавались 22-летнему пареньку, близко к сердцупринявшему жалобы коллег на начальственный произвол. Как ни странно,большинство инициатив правозащитного характера и по сей день исходит от молодыхлюдей, имеющих опыт работы в небюджетной сфере, а противодействие этимначинаниям – от тех, кто в них больше всего заинтересован.
О ЧУВСТВЕ ВРЕМЕНИ
Годы идут,отношения людей, принадлежащих к разным социальным группам, смягчаются, но всеже о взаимопонимании между академгородковцами-бюджетниками и «частниками»говорить преждевременно. Прежде всего, это касается отношения ко времени.
Какскладывается трудовой день типичного работника коммерческого учреждения?Восьмичасовой рабочий день в большинстве фирм – большая редкость, а для многихтрудовые обязанности продолжаются и после возвращения домой в виде телефонныхзвонков и работы на компьютере. При этом до места работы люди добираются, самыесчастливые – около получаса, а те, кому удалось найти работу только в городе –до полутора часов. Разумеется, для человека, работающего в фирме, отпроситься сработы – очень большая проблема. Лишний раз упрашивать начальство никто небудет, потому что все понимают: «свято место пусто не бывает» – на егодолжность очень быстро найдут замену.
Совсем другойраспорядок у работников бюджетной сферы. Нередко большая часть работывыполняется на дому (например, подготовка к лекциям, написание научных работ,редактирование рукописей, обработка анкет и т.п.), и человек приходит на работуне на целый день, либо, если он работает 8 часов, ему несложно отпроситьсяпо уважительной причине. Например, он имеет возможность записаться на прием кврачу, посетить родительское собрание или решить проблемы в ЖЭУ.
Для работниковфирм, особенно работающих в городе, все эти вещи практически невыполнимы. Каквы можете взять талон к врачу, если поликлиника открывается в 8.00, а вы должныбыть на площади Калинина к 9.00? Тем не менее, работники бюджетной сферы непроявляют понимания к этим сложностям. Например, врач запросто может уйти начас раньше положенного и не принять вас, решившегося на риск быть уволеннымради того, чтобы позаботиться о здоровье – своем или своего ребенка. А когда выпопадете к нему с осложнением, он же будет отчитывать вас за то, что не явилисьвовремя, нисколько не сомневаясь в своей правоте.
Поройнепонимание ситуации, в которой находится большинство современных родителей,проявляют учителя. Так, одна учительница в музыкальной школе считаетнеобходимым, чтобы на групповых занятиях первоклашек, проводимых в середине дняи продолжающихся почти два часа, присутствовали родители. Причем от этойобязанности не освобождаются даже отцы и матери, окончившие ту же самую музыкальнуюшколу. Вот и срываются они еженедельно с рабочих мест, отсиживают положенныечасы, чтобы потом опять уехать на работу.
«СВЯТАЯ ПРОСТОТА»
Знаниястопроцентных бюджетников о жизни работников коммерческих учрежденийотличаются, как правило, такой наивностью, что впору анекдоты писать.
Одна моязнакомая решила устроиться продавцом. Стала она оформлять санкнижку, и врачвписала ей туда, что она беременна. «Что же вы наделали? Меня же никуда наработу не возьмут! Ведь это теперь не санкнижка, а самый настоящий «волчийбилет»!» – восклицала знакомая. «Как это не возьмут? Возьмут, и создадут длявас приемлемые условия работы», – безмятежно отвечала врач с лицом, исполненнымблагожелательной наивности. «Исправьте мне, пожалуйста, эту запись!» –заливаясь слезами, просила незадачливая продавщица, но врач лишь выразилаудивление ее «мнительности». В общем, пришлось купить другую санитарную книжкуи пройти медосмотр (который, кстати сказать, стоит для безработного немалыхденег) в другой поликлинике.
Понимания междубюджетниками и «частниками» зачастую нет и внутри семьи. Чего стоят репликистаршего поколения: «Почему ты не хочешь взять с собой ребенка на работу?»,«Скажи директору, что тебе обязательно нужно уходить на два часа раньше, чтобызабирать детей из садика!», «Почему у тебя нет трудовой книжки и карточки Пенсионногофонда?» и т.п. Насчет последнего замечания следует пояснить, что государствоустанавливает большие налоги на каждого официально устроенного работника, и врезультате работник фирмы либо получает много, но не имеет трудовой, либотрудовая книжка есть, но зарплата такая же, как у бюджетника. Кроме того,существует сколько угодно фирм, где и работают практически круглосуточно, итрудовой книжки нет, и зарплата мизерная!
СТРАНА СОВЕТОВ?
Разобравшись втаком положении дел, родственники-бюджетники начинают давать «мудрые советы»:бросай ты, дескать, эту работу, и найди себе другую. А далее следует целыйсписок благопожеланий, какой должна быть новая работа: с хорошей зарплатой, струдовой книжкой и карточкой Пенсионного фонда, совсем рядом с домом, да такая,чтобы работу можно было «взять на дом», чтобы водить детей в бассейн,художественную школу и на ушу.
Любой человек,хотя бы немного поработавший в коммерческих учреждениях, понимает, что подобныйсписок требований звучит как издевательство. Конечно, найти такую работу можно,но только после нескольких лет напряженных поисков (кто вас, спрашивается,кормить-то все это время будет?). Пожилые родители не могут поверить, чтопродолжительность поиска работы в среднем два-три месяца, а средняяпродолжительность жизни новой фирмы – около года.
Ненаблюдательномучеловеку может показаться, что фирмы и магазинчики с момента своего созданиятак и стоят вечно, но на самом деле около 80% коммерческих проектов со временемзакрывается, а если повезет, перепродается, однако новый владелец всегдананимает других работников. Закрываются и программистские компании, и печатныеиздания, и мастерские. Все меняется очень быстро, и существует не так малолюдей, которые устраиваются на новую работу до четырех раз в году, причем отмесяца до трех они находятся на испытательном сроке. А ведь все этисобеседования, тестовые работы и испытательные сроки, когда порой на однудолжность принимают одновременно двух кандидатов, чтобы выбрать сильнейшего,являются чудовищным стрессом!
МОЙ ДОМ – МОЯКРЕПОСТЬ?
Складываетсявпечатление, что государство создает все условия, чтобы через пару десятков летмногие пенсионеры не имели документального подтверждения своего трудового стажаи не смогли потребовать каких-либо субсидий, причем очень многие потеряютздоровье на своей работе досрочно. Но Бог с ним, с государством, – не о немречь, а о том, что в наше непростое время как никогда важно чувствовать рядомдружеское плечо, сочувствие и понимание, чтобы не разувериться в том, что самойглавной ценностью в жизни являются добрые человеческие отношения. И пониманиеэтой простой истины особенно необходимо нам – людям, живущим бок о бок внебольшом населенном пункте, славном своими гуманистическими традициями.
Елена СОЛОВЬЕВА.
Комментарии
Статья отличная. Пусть с некоторой долей наивности, но в жизни все именно так. Я работаю руководителем и полностью поддерживаю автора. Она поднимает те вопросы, о которых принято не говорить.
Прям-таки слеза наворачивается, когда читаешь, что "существует сколько угодно фирм, где и работают практически круглосуточно, и трудовой книжки нет, и зарплата мизерная!" Разуйте глаза, дорогая Елена! На сайте ngs.job.ru практически нет предложений ниже 200 у.е. в месяц (это за безмозглую работу типа чай-кофе-потанцуем, а если еще что-то надо делать - то уже 300-500 у.е.) А ваши познания о жизни бюджетников отличаются высшей степенью наивности: попробуйте "отпроситься" со своей лекции или не дай бог заболеть - это катастрофа, будете расхлебывать потом в три раза дольше, не успев оправиться от болезни!
Шутову. А какие именно глупости? Давайте конкретнее.
"...самой главной ценностью в жизни являются добрые человеческие отношения. И понимание этой простой истины особенно необходимо нам – людям, живущим бок о бок в небольшом населенном пункте, славном своими гуманистическими традициями." - Конечно, же, только у вас с этими "живущими бок о бок" не должно быть общих дел, если вы не единомышленники, иначе - обида и асё, что из неё вытекает. В конце концов - поное разделение и практически всегда... война. А причина, как раз в государстве, корое мы выбираем(через депутатов) и с которым Богу как раз всё труднее, потэтому он и отворачивается от нас и мы теряем способность любтить, прощать, радоватья, икать истину и не возводить напраслину на ближнего совоего...
Да, грамотная статья. Коммерция держит человека в ежовых рукавицах. Но и бюджет тоже не жалует. Хотя в бюджете попроще конечно работать.
никакой смысловой нагрузки, читала до конца, пытаясь найти какое-то зерно, ну наконец-то:" не разувериться в том, что самой главной ценностью в жизни являются добрые человеческие отношения. И понимание этой простой истины особенно необходимо нам – людям, живущим бок о бок в небольшом населенном пункте, славном своими гуманистическими традициями", но для этого не надо было занимать столько место в газете
глупости вы все пишете про коммерческие компании.