Академ: оружейная слобода
Академ: оружейная слобода
2 апреля Алексей ЖУРАВЛЕВ, председатель партии «Родина», один из авторов законопроекта «О статусе академгородков в Российской Федерации», и Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне, рассказали журналистам о достоинствах нового закона.
В кольце врагов
– Не случайно этот законопроект выдвинули депутаты, работающие в комитете по обороне, – решительно начал Алексей Журавлев. – Только наивные либеральные элементы могут считать, что нам ничто не угрожает. США за годы, прошедшие после Второй мировой войны, осуществили более 300 прямых военных вторжений в разные страны. Противостоять мы не сможем ни танками, ни автоматами Калашникова, а только фундаментальными научными исследованиями.
По словам Франца Клинцевича, времени на подготовку к военному вторжению у нас осталось немного: если через 10 лет ничего не изменим в плане технического оснащения вооруженных сил, то нас «будут серьезно пробовать на зубок».
– Противоречия, которые возникают у руководства нашей страны с западными политиками, связаны с тем, что Россия очень серьезно укрепляется. Без науки укрепление невозможно, отсюда и закон, – пояснил Франц Адамович.
Депутаты рассказали, что идея превратить академгородки из фантомных образований в хозяйствующие субъекты не нова.
– Ученые занимаются несвойственными хозяйственными функциями, воюют за налоги, – пояснил Алексей Журавлев. – Смысл закона прост: создать такие условия, чтобы люди, которые здесь проживают, занимались наукой, в частности, военными разработками, не отвлекаясь на бытовые проблемы. Они не должны думать, где взять деньги на ремонт подъезда – материальных средств должно хватать на все.
Перегибы на местах
Можно, конечно, просто выделить больше денег научным учреждениям, признали депутаты, однако не стоит забывать об опасностях внутри страны.
– В Советском Союзе для науки выделяли лучшее, чтобы ученые работали и ни о чем больше не думали, – рассказывает Алексей Журавлев. – У вас рядом море, хороший воздух, инфраструктура – это лакомый кусок. Ученые обречены бороться с бизнесом – у вас постоянно кто-то будет пытаться строить торговые центры, развлекательные комплексы, и наука на этом закончится, потому что она требует сосредоточения.
– Мы живем в период, когда общество прагматично, особенно отдельные умные чиновники, которые сразу видят, где можно поживиться, – поддержал его коллега по думскому комитету.
Недальновидность местных чиновников, по мнению Журавлева, вынудила федеральный центр вмешаться в ситуацию:
– Можно провести в городе референдум об отделении Академгородка, но его не отделят. Если не поднимем статус научных центров, то здесь будут замечательные дороги и ухоженные территории, но толку в них никакого.
Остановить утечку мозгов любой ценой
У ученых должна быть хорошая зарплата, хорошее жилье, отличные условия для работы и минимум отвлекающих факторов – тогда они будут поднимать обороноспособность страны ускоренными темпами, сошлись во мнениях московские гости.
– Наука дает прибыль, но сперва нужны государственные вложения, – объяснил Клинцевич. – Прежде чем требовать с ученого, нужно создать для него условия. И тогда он не уйдет в китайские, американские, европейские научные кластеры.
По словам зампреда думского комитета по обороне, западные государства активно переманивают наши лучшие умы. В США создан даже специальный департамент, который анализирует работы российских студентов, затем, пользуясь демократичностью нынешней власти, предлагает им гранты, приглашает учиться в лучшие университеты Америки, а потом, разумеется, предлагает остаться и работать в США.
– Наших детей усыновляют за рубежом, потому что они – интеллектуальный потенциал, и это не шутка, – подчеркнул Франц Клинцевич.
Профессора швабр и метел
– Я был здесь пять лет назад и у меня осталось удручающее впечатление, – продолжил Франц Адамович. – Сегодняшний разговор (на выездном заседании круглого стола комитета Государственной Думы по обороне – прим. ред.) вызывает уважение – остались люди, идеи, есть серьезные разработки. Нужно только убрать непрофильные процессы, и закон о статусе академгородков прежде всего защитит науку от пустых хлопот.
Каким именно образом ученые дистанцируются от хозяйственных хлопот, если все муниципальные проблемы станут головной болью не города, а Академгородка, разъяснилось достаточно просто: деньги, много денег, уходивших ранее в виде налогов в казну города и области, теперь сосредоточатся на академовском пятачке, который вступит в эру изобилия.
– Только не нужно говорить об отделении от города, – дипломатично заметил Николай Ляхов. – Академгородок останется частью Новосибирска, а значит все средства, которые сосредоточатся в Городке, в конечном счете принадлежат и городу. Мы станем его точкой развития.
Беспрецедентные налоговые льготы, предусмотренные в законопроекте для высокотехнологичных и инновационных предприятий, могут стать благодатной почвой для коррупции. Предприниматель даже самого традиционного толка наверняка попробует добиться подобных преференций и для своего бизнеса – может быть путем модернизации производства, а может и банальной взяткой. Но депутаты ничего опасного в маленьком «сибирском Кипре» не видят.
– У нас какой закон не напиши – везде есть коррупционная составляющая, – беспечно отметил Алексей Журавлев, объяснив, что лично он вполне доверяет обязательной экспертной проверке законопроекта на коррупционность. – Государство и сегодня выделяет много средств на поддержку науки, и механизм их расходования куда более непрозрачен, – сообщил он.
50 оборонградов
– Мы слишком увлеклись Сколково, это как новая игрушка, – покаялся Франц Клинцевич, – а ведь научный потенциал десятилетиями складывался именно в академгородках. Сегодня в стране наводится порядок, и этот закон – один из элементов наведения порядка и поддержки науки.
– Мы уверены, что за ближайшие пять лет можно вывести науку и обороноспособность страны на новый уровень, и наши ученые могут это сделать, а деньги уже выделены, – подтверждает Алексей Журавлев.
Академгородков, где ученые, свободные от мысли о хлебе насущном, будут ковать оборонный потенциал страны, по мнению депутатов будет не менее полусотни.
Перспектива развития сети оборонградов невольно вызывает ощущение дежавю. Были, были уже в нашей истории смелые технологические прорывы на крутых витках гонки вооружений. Были закрытые городки для светочей научной мысли, где в комфортных бытовых условиях изобретались новейшие средства упреждения и устрашения. Для полного сходства осталось слегка ограничить научным работникам выезд за рубеж, дополнив, в соответствии с законами жанра, пряник кнутом. И что с того, что 25 лет назад нефтяные ноги не выдержали тяжести имперского колосса – мы построим нового, больше и лучше. Это идея могла бы стать отличным сюжетом для антиутопии, если бы уже не стала государственным законопроектом, который, по прогнозам депутатов Журавлева и Клинцевича, будет принят до конца года.
Антонина РЫБАКОВА
На снимке автора: Ф. Клинцевич (слева) и А. Журавлев
Комментарии
Солженицын про шарашки.
Коттедж Асеева у лесного озера
Мне кажется последний абзац журналист где-то «сгуглил», немного подправил и впендюрил для красоты. А редактор в спешке просмотрел… Кто не работает, то не ошибается.
Как то странно стал выглядеть Навигатор. Может мэрия у вас заказ какой-нибудь политический разместила? Так уж тогда будьте последовательны - ждем от вас поддержки передачи имущества СО РАН в распоряжение Городецкого.
1.закрытые научные города стали причиной крушения СССР?
2.создавать специальные благоприятные условия для наших ученых не нужно, у них и так все хорошо?
3.Вы беспокоитесь, что сейчас ученые, которые заняты в оборонной промышленности (и имеют допуск к гос.тайне) имеют возможность ездить заграницу, а потом потеряют эту возможность?
Вы журналист, а не базарная бабка, излагайте мысли яснее, и если даете оценку - делайте это объективно и беспристрастно. Пусть читатель сам решает, что ему ближе, Вы лишь предоставляете факты.
жду Ваш комментарий.
с уважением,
Алексей