А. Попогребский: «Не люблю притчевое кино!»
А. Попогребский: «Не люблю притчевое кино!»
В киноцентре «Победа» состоялся премьерный показ фильма «Как я провел этим летом», завоевавшего сразу трех «Серебряных Медведей» на недавно прошедшем Берлинском кинофестивале. В Новосибирск прилетел режиссер картины Алексей Попогребский, до этого снявший «Коктебель» и «Простые вещи». Лауреат вот уже четырех международных кинофестивалей, не считая премий «Кинотавра» и «Золотого орла», 38-летний режиссер в рамках творческой встречи со зрителями без устали отвечал на вопросы.
– Отечественные картины уже награждались призами в Каннах и Венеции. И вот наконец-то целых три немецких «Медведя»! Чем лично вы объясните многолетний неуспех нашего кино именно на Берлинском кинофестивале?
– Почему вы так резко говорите о таких конкурсных работах, как «Страна глухих» Тодоровского, «Русский бунт» Прошкина или «Солнце» Сокурова? Лично я не понимаю, почему эти картины в свое время не увезли из Берлина наград. Минуточку, у нас есть Вадим Абдрашитов, получивший «Серебряного Медведя» за фильм «Пьеса для пассажира»! Но вообще-то вы правы – в Венеции более благосклонны к российскому кино. «Львами» отмечены фильмы и Андрея Звягинцева, и Алексея Германа-младшего…
У Берлинского фестиваля два лица. Одно – проголливудское, и, слава богу, на этот раз его представляли Скорсезе и Полански. А вторая характерная его черта – излишняя политизация. Много лет у нас просто не было фильмов таких направлений. Впрочем, это относится и к моей новой работе. После нашего берлинского показа немецкие газеты написали: «Наконец-то мы увидели российский фильм без дешевой метафизики и философии». Понимаете, от России не ждут картин, пытающихся конкурировать с Голливудом или относящихся к понятию «европейское кино». Вот почему нам дали сразу три «Медведя»? Отвечу как кинокритик: если «Аватар» создает миры, то наш фильм – отображает их.
– Постойте, а разве в вашем фильме нет метафизики?
– В каждом своем фильме я хочу рассказать конкретную историю про конкретных людей. Не люблю так называемое притчевое кино. Еще мне не нравится ловить себя на ощущении, что в фильме мне навязывают какую-либо идею. Моя задача как автора и режиссера – сделать живыми своих персонажей. Во всяком случае, мы старались. Что получилось, судить зрителю.
Понимаете, жизнь на Севере – не компьютерная игра. Эта история не про выросшее у нас поколение «Пепси», нечто похожее могло бы произойти и среди пигмеев. Жизнь человека – это конфликт внутреннего мира с миром вокруг. И мы постоянно находимся в состоянии выбора. Даже когда задаемся вопросом: этот парень в фильме сделал что-то не так – а как бы я поступил, окажись в подобной ситуации? Опыт презентаций фильма показал, что людей «накрывает» через несколько дней после просмотра картины, и «накрывает» всерьез.
– Еще бы, одно только название приводит в замешательство! «Как я провел этим летом» – звучит не совсем по-русски. Не возникло ли проблем с переводом названия фильма на немецкий язык?
– Ну, на немецкий оно перевелось вообще без проблем, удалось сохранить этот намек на корявость. Английский вариант названию подобрал сам. И субтитры писал тоже самостоятельно, все же я долгое время работал переводчиком. По-английски название нашего фильма звучит двояко: «Как я закончил это лето» и «Как я закончился этим летом». Мне понравилась эта игра слов. Подобное явление в филологии называется «анаколуф», существует оно очень давно, так что не я первым это придумал. Помните, у Чехова: «Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»?
В Интернете уже встречал анекдот: «После фильма «Как я провел этим летом» режиссер Попогребский приступил к съемкам новой картины «Как я учился русского языка». Думаю, это только придает популярности фильму.
– Как будет называться ваша новая картина?
– Могу лишь с полной уверенностью сказать, что главную роль в ней сыграет девушка. Ну, правда, сколько можно снимать исключительно мужчин! И еще точно знаю, что сценарий к своему следующему фильму буду писать снова самостоятельно. Да, вот еще что: думаю, новая картина будет костюмно-музыкальной и, скорее всего, с использованием технологии 3D.
– Вернемся в 2008 год, когда шли съемки фильма. Вы снимали его на действующей метеостанции на краю Чукотки. Пришлось как-то дополнительно обустраивать пространство?
– Слава богу, живет на свете художник Галабин со своим даром фактурить то, что есть! Хотя, конечно, что-то пришлось достроить, а что-то и воссоздать – как, например, радиоизотопный прибор, необходимый в процессе метеорологических измерений. Задействовать в съемках настоящий было бы опасно. А вот метеоданные актеры снимали с реального оборудования. И средство радиосвязи использовалось одно и то же, так что каждые четыре часа мы останавливали съемки – на время, пока сотрудники станции выходили в эфир.
– С замирающим сердцем смотришь, как герой Григория Добрыгина прыгает по пустым бочкам из-под топлива…
– Мы сознательно отказались от какого-либо участия каскадеров. В нашем фильме это выглядело бы неправдой. Исхожу из того, что на войне человек не болеет. Весьма показательно, что Сергей Пускепалис подвернул ногу практически сразу после того, как съемки закончились!
Да, актерам было непросто, но в кадре Гриша делал все сам: и по бочкам бегал полдня, и 12 дублей спускался со скалы, несколько раз снимали его окунание в ледяную воду… Зато я вместо него убегал от белого медведя, под конец съемок они пошли к нам косяками!
– Простите, но косяками ходит рыба! Кстати, актеры ее ловили тоже самостоятельно? Герой Пускепалиса привозил отменных гольцов!
– Вот вы сейчас иронизируете, а нам тогда пришлось здорово понервничать! Дело в том, что в 2007 году, когда я приехал на Чукотку в поисках натуры, там стояло невероятно теплое лето. Рыба шла валом. А на съемках было снова холодно. И рыбы оказалось очень мало. Нам надо потрошить в кадре весь свежий улов, а его нет! Что делать? И вот, как только наступило время съемок этой сцены, путина пошла! Но больше этому обрадовались местные метеорологи, ведь других гастрономических радостей на севере нет. А мне там просто дико хотелось помидоров!
– Алексей, оба актера вашего фильма получили призы Берлинского кинофестиваля. Расскажите, как вы подбирали этот дуэт.
– Одну роль писал специально на Сергея Пускепалиса. Таким же образом я поступил и на предыдущей картине «Простые вещи». Так что надо было только найти его молодого напарника. И вот на эту роль искал парня целый год. Были показы лучше, хуже – но я не чувствовал попадания. Дошло до того, что за месяц до начала съемок у нас не было молодого героя, то есть – половины действующих лиц картины! Но я не паниковал. В это время в Москве проходил фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс». И так получилось, что для Григория Добрыгина он оправдал свое название. Мне показали запись спектакля, где один парень мне запомнился тем, как он проживал свою роль. И я пригласил Гришу сыграть этюд, где он – сотрудник фирмы, заночевавший в офисе, а Сергей Пускепалис – обнаруживший его вахтер. Этюд шел 35 минут, после чего я понял, что дуэт состоялся. Правда, Гриша поначалу не хотел сниматься, говорил: «Зачем мне это надо? Я ищу театр и возможность играть на сцене!» Уговаривала его наш директор по актерам. В результате сразу после съемок на Чукотке он сыграл главную роль в картине «Черная молния», а буквально на днях получил приглашение в труппу «Современника». Кстати, персонаж Григория Добрыгина в первом варианте моего сценария был уроженцем Новосибирска!
– Алексей, кого вы можете назвать своим учителем?
– Только своего отца (речь о Петре Попогребском, известном киносценаристе – Ю.Т.) К сожалению, он не дожил до того времени, когда я начал снимать. Если же говорить о произведениях, повлиявших на меня больше всего, то это картина Германа «Мой друг Иван Лапшин» и мультфильм Норштейна «Сказка сказок».
Когда снимаю картину, не претендую на то, что она вас изменит. Но всерьез рассчитываю, что у вас возникнут к самому себе какие-то вопросы. А вот что вы ответите и захотите ли вообще отвечать на них – это уже ваше дело. Но лично мне очень импонируют люди, находящиеся в поиске – смысла, любви, своего места в этой жизни. Я снял кино про тех, кому некуда и незачем торопиться. Для городского жителя поход в кино – это шанс на два часа выпасть из окружающей суеты. И я предлагаю им воспользоваться.
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии