Ветераны Нижней Ельцовки встретились в Доме пимоката
Ветераны Нижней Ельцовки встретились в Доме пимоката
Ясный день 13 октября как будто специально был подарен сибирячкам для встречи с местным мастером и меценатом Иваном Лапиным в его очаге ремёсел – Доме пимоката.
– С первых же шагов я словно в детство вернулась, – делится впечатлениями Лидия Хильченко, касаясь ладонью сотни маленьких шипов шерстобитки. – У нас в колхозе была почти такая же. Помню, мне тогда лет десять было. Сначала в школу бежишь, потом старшим по дому помогаешь. За день умаешься и так спать хочется! А мама будит: пора идти чесать шерсть на пряжу или валенки. Овечек у нас многие держали, почти все умели прясть, вязать и делать валяную обувь…
Сегодня такие тёплые, добротные валенки и тапочки мало где встретишь: остались единицы мастеров, не дающих бесследно кануть в Лету древнему ремеслу предков.
– В экспозиции Дома пимоката собраны лучшие образцы того, что делается сейчас в Сибири и по всей России. Для того он и был построен, чтобы донести тепло рук и сердец мастеров до тех, кто хочет носить сберегающую здоровье натуральную одежду и обувь, тем самым способствуя поддержке ремесленников, – рассказывает Иван Андреевич своим гостьям.
Все восемь женщин родились и выросли в сельской местности, их родные когда-то занимались разведением скота и переработкой продуктов животноводства. А мамы, бабушки умели прясть, ткать, шить, вязать и учили этому дочерей. Сибирячки рассматривают классические образцы тапочек, валенок, вязаных изделий.
– Умело связана шаль, но вот пряжа грубовата, – подмечает опытным глазом труженица тыла Варвара Кирилловна Узлова. – Хоть и садится зрение, а руки-то не обманешь: остевой волос из козьей шерсти надо лучше выбирать, тогда изделие будет мягче.
Хорошо жила до войны семья Серафимы Степановны Тяженковой. И прежде всего – благодаря мастерству и трудолюбию. Жили они в одном из льноводческих районов области, и все операции по переработке льна были им знакомы с малых лет. Двурогими вилашками сгребали с полос скошенный лен, собирая его в тугие валки. После долгой процедуры обмолота и очистки возвращался он в избы в виде льняного семени, использовавшегося в выпечку и на масло, и длинного волокна, которое шло на нитки. Из них ткали холсты, шили одежду и весь домашний текстиль: постельное бельё, скатерти, одеяла. А все женщины и девочки её семьи даже ковры и дорожки ткать умели! В самые тяжёлые времена именно умение трудиться, физическая закалка и чистота души помогали выживать.
Стали вспоминать национальные названия разных изделий. В Украине были рушники, а в Томской и Кемеровской области – рукотёрники. А валенки…
– Да мы в Сибири и слова-то такого не слышали, всегда называли пимами, – признаются коренные сибирячки. – Ваш опыт и умение бесценны. С удовольствием жду вас сюда на мастер-классы, где вы могли бы рассказать молодым поколениям о работе с шерстью, пухом, мехом, пряжей. Показать, научить, поделиться с нами своими умениями и житейской мудростью, – обратился к женщинам Иван Лапин.
На прощание каждая получила в подарок пару отличных носочков из козьего пуха и баночку душистого алтайского мёда. Посиделки в Доме пимоката наверняка запомнятся сибирячкам как тёплое и душевное событие нынешней осени.
Светлана Книжник, фото автора
Комментарии