Новосибирские литераторы обсудили проблему поиска современного героя
Новосибирские литераторы обсудили проблему поиска современного героя
Круглый стол «Герой в современной литературе» прошел 29 апреля в Городском центре истории новосибирской книги. Он состоялся благодаря организаторам всероссийской литпремии «Гипертекст» и редакции «Литературной газеты».
Мероприятие посетили поэты Андрей Жданов и Сергей Москвитин, прозаики Сергей Петунин и Игорь Корниенко, бард Алексей Грачёв. Литературный Академгородок представили Егор Плитченко, Лариса Подистова, Аркадий Константинов, Татьяна Косяева, Юрий Татаренко (он был ведущим встречи).
– Последние четверть века наблюдается парадоксальная ситуация: герой современной литературы – не наш современник. Вспомним такие известные романы, как «Лавр» Водолазкина, «Каменный мост» Терехова, «Зулейха открывает глаза» Яхиной, «Женщины Лазаря» Степновой, «Ненастье» Иванова, «Похороните меня за плинтусом» Санаева и многие другие – в них исследуется прошлое, – отметил Юрий Татаренко. – Прозы о дне сегодняшнем катастрофически мало. Можно назвать такие произведения, как «Вольнодумцы» Замшева, «Тойота-креста»Тарковского, «Земля» Елизарова, «Немцы» Терехова, «Русская зима» Сенчина, «Патриот» Рубанова, «Ополченский романс» Прилепина, «Дети декабря» Беседина. Ряд писателей увлеклись сотрудничеством с серией «ЖЗЛ». Книги Михаила Бару – талантливое описание российской глубинки глазами путешественника. Неужели мы так и не дождемся нового Павки Корчагина или Григория Мелехова?
Руководитель премии «Гипертекст», московский поэт Александр Чистяков добавил в список мощных текстов и авторов, пишущих о новейшем времени, еще несколько:
– Роман молодого уфимца Камиля Гремио о Донбассе «Расчеловечивание» недавно получил премию Дельвига. Время этого романа еще не пришло. Сейчас более востребован победоносный тип мышления Александра Проханова. Ещё один по сути антивоенный автор и триумфатор премии Дельвига – Тамерлан Татдаев, пишущий об ужасах войны в Грузии в 2008 году скупым мужским языком. У Андрея Лисина качественная короткая военная проза. Не могу не назвать и сборник военных рассказов Николая Фёдоровича Иванова «Женский пляж».
Новым героем современной прозы Чистяков также назвал Швабрина, от лица которого написан роман Владимира Дьяченко «Дневник унтер-офицера» – «человека чести, сражающегося за свою любовь к дочери капитана Миронова».
Молодой новосибирский прозаик Сергей Петунин заявил:
– Герой – это тот, кто не подстраивается под среду, а пытается менять её, влиять на неё. На эту тему сильные книги – «Пробуждение» Тимофеева и «Библиотекарь» Елизарова. А вот любимый многими литературный персонаж Эраст Фандорин – никакой не герой, он не осмысляет реальность, а находится «на своей волне».
Поговорили также о связи писателя с читателем. По мнению и.о. главного редактора журнала «Сибирские огни» критика Михаила Хлебникова, современному писателю трудно уловить дух времени, поэтому он описывает узкий круг – себя и своих знакомых. Но зачем это читателю, не понимающему, в чем уникальность писательского жизненного опыта? Тем не менее ситуация может измениться в лучшую сторону из-за СВО: это возможность вернуться в большую историю, «сшить» наше общество.
Глава фонда «Сибирский писатель» Егор Плитченко представил только что вышедший сборник участников проекта художественного перевода «Арчилан» с участием молодых авторов со всей Сибири, от Горного Алтая до Якутии:
– Герою современной литературы мешает сформироваться экзистенциальный вакуум. Но запрос на появление в текстах мощного лидера, незаурядную, глубокую личность – есть. Один из путей решения проблемы – обращение к национальным литературам и новым переводам эпоса.
Игорь Корниенко, лауреат Шукшинской премии, отметил, что Россия теряет читателей.
– Я очень часто выступаю перед молодежью, и давно заметил: подросткам не нужен книжный герой, им нужен пастырь. Его, к примеру, легко встретить в сериалах – в том же «Слове пацана». И это тревожный симптом, – считает Корниенко.
Завершая обмен мнениями, Юрий Татаренко вновь задался вопросами:
– Для чего вообще нужен герой в литературе? Чтобы читателю было «делать жизнь с кого»? Чтобы испытать «ностальгию по подвигу»? Очевидно, что подлинный герой тот, кто проходит инициацию, становление. И те же Саша Савельев, Зулейха, Артём Горяинов её прошли. Но героями нашей жизни, героями нашего времени не стали. Почему? Адресую этот вопрос не к авторам, не к критикам, а к читателям.
Сергей Яремчук
На снимке: Л. Подистова, Т. Седлецкая, М. Хлебников, А. Константинов
Фото Юрия Татаренко
Комментарии