Ученые НИИКЭЛ против «тихой эпидемии XXI века»
Ученые НИИКЭЛ против «тихой эпидемии XXI века»
Новые системы диагностики остеопороза разрабатывают в Новосибирске в НИИ клинической и экспериментальной лимфологии.
20 октября – Всемирный день борьбы с остеопорозом, который еще называют «тихой эпидемией XXI века». Для этого есть все основания: свыше 200 миллионов человек в мире страдают остеопорозом, и поскольку в основном это пожилые люди, то его распространенность растет вместе с продолжительностью жизни.
Остеопороз нарушает прочность костей и ведет к высокому риску переломов. Значительную часть травм, вызванных остеопорозом, составляют переломы шейки бедра, которым свойственны высокий процент смертности в течение первого года после перелома (примерно у 35% больных) или последующей инвалидности. В результате, по данным ВОЗ, в Европе летальность, связанная с остеопоротическими переломами, превышает онкологическую (за исключением смертности от рака легкого). А женщины старше 45 лет проводят больше времени в больнице с остеопорозом, чем по поводу сахарного диабета, инфаркта миокарда и рака молочной железы.
– По мере накопления информации об этом заболевании стало ясно, что остеопороз – более серьезная проблема, чем казалось раньше, – рассказал замруководителя НИИ клинической и экспериментальной лимфологии (филиал ФИЦ ИЦИГ СО РАН), к.м.н. Максим Королев. – Во-первых, он часто приводит к серьезным травмам, таким как переломы шейки бедра или компрессионный перелом позвоночника. А во-вторых, неправильно считать его исключительно болезнью пожилых людей, остеопороз вполне может развиваться у разных возрастных групп, лишая людей трудоспособности и возможности вести полноценную жизнь.
По словам Максима Александровича, надо отличать первичную и вторичную формы остеопороза. Последняя возникает как осложнение при других заболеваниях – ревматоидном артрите, сахарном диабете, болезни Бехтерева – и может проявиться у пациентов среднего и даже молодого возраста. И как раз у этой категории больных возникают большие проблемы с своевременной диагностикой. Для пациентов моложе 45 лет существующие методики не работают. В результате о заболевании часто становится известно только тогда, когда оно вступает в завершающую стадию, ведущую к тяжелым травмам.
Очевидно, что нужны новые, специфические методы диагностирования остеопороза, подходящие для всех возрастных групп. Решением этой проблемы и занимаются сотрудники НИИ клинической и экспериментальной лимфологии. Данная работа поддержана Министерством науки и высшего образования РФ в рамках программы поисковых научных исследований.
– Наш подход укладывается в рамки стратегии персонифицированной медицины, – отмечает Максим Королев. – Анализируя иммуногенетические биомаркеры пациента (гены, вовлеченные в процесс возникновения и развития остеопороза), мы создаем диагностический алгоритм, который с большой долей уверенности позволяет прогнозировать риск развития остеопороза, в том числе вторичного.
Эта информация, в свою очередь, позволяет выбрать верную стратегию лечения первичного заболевания, к примеру, ревматоидного артрита, когда одним пациентам будет показано дополнительное лечение для снижения риска развития остеопороза, а для других подобная угроза будет в принципе исключена по генетическим причинам.
Подробнее о результатах этой работы будет рассказано в ходе III Академического саммита с международным участием «Актуальные проблемы ревматологии» – 2018, организованном НИИКЭЛ, который пройдет в Новосибирске 8-9 ноября.
По информации пресс-службы ФИЦ ИЦиГ СО РАН
Комментарии