Нашумевшую в Каннах «Дылду» показали в «Победе»
Нашумевшую в Каннах «Дылду» показали в «Победе»
21 июня в городском Центре культуры и отдыха «Победа» кинорежиссёр Кантемир Балагов представил свой новый фильм.
В этот же день в Иваново завершился XIII международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало», где «Дылде» был присуждён Гран-при. Таким образом, 27-летний Балагов стал двукратным лауреатом «Зеркала»: в 2017-м главный приз фестиваля выиграла картина «Теснота». Напомню, что этим летом «Дылда» получила два приза в Каннах – за лучшую режиссуру в рамках конкурсной программы «Особый взгляд» и премию международной федерации кинопрессы «FIPRESCI» с формулировкой «За невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме».
В центре сюжета картины – жизнь двух подруг, вернувшихся с фронта в Ленинград. «Дылда» – о попытке обрести себя в новом мире, когда внутри – руины. Главные роли блестяще исполнили недавние выпускницы РАТИ-ГИТИСа Виктория Мирошниченко (Ия) и Василиса Перелыгина (Маша). Обеих девушек утвердили в первый же день кастинга, после чего с ними – вместе и по отдельности – репетировал режиссёр.
В двух эпизодах задействована суперзвезда театральной Москвы Ксения Кутепова: актриса Мастерской Петра Фоменко сыграла мать Саши, жениха Маши. Впрочем, сообщать какие-либо сюжетные подробности не хочется – иначе фильм будет неинтересно смотреть.
Историю придумали Кантемир Балагов и его соавтор, известный писатель Александр Терехов, написавший романы «Каменный мост» и «Немцы». Мотивом к созданию «Дылды» послужили проза Даниила Гранина, Лидии Гинзбург, Светланы Алексиевич.
– Потрясающую книгу Алексиевич «У войны не женское лицо» я прочёл в 2015 году – и понял, что прежде у меня были поверхностные впечатления о жизни женщин на фронте и сразу после войны. Мой новый фильм не об однополой любви, он об одиночестве, страхе потери близкого человека. Слово «дылда» говорит нам не только о высоком росте одной из героинь фильма, но и о неуклюжести, отсутствии грации. А это присуще очень многим героям картины, живущим неуклюже, местами громоздко – потому что войти в мирное русло жизни после мировой войны очень трудно, – отметил режиссер.
Интересные факты о фильме: щели окон были заклеены настоящими газетами «Правда» 1942 года – их удалось купить на Удельном рынке художнику по реквизиту. В процессе подготовки декорации газеты пришлось тщательно прятать, чтобы их не растащили на сувениры. Из «Правды» были также вырезаны салфетки на прикроватных тумбах госпиталя в сцене празднования Нового года. Кстати, на афишной тумбе у клуба – подлинные послевоенные плакаты. В картине сняты и настоящие трамваи того времени, и «Мерседес» 1938 года выпуска, музейный экспонат. Актёр Игорь Широков научился им управлять, и съёмки прошли без каскадёров. К слову, Широков, а также Андрей Быков, сыгравший главврача, – непрофессиональные артисты, но Балагов, ученик Александра Сокурова, остался ими доволен.
– Снимать дебютную полнометражную картину «Теснота» было трудно, но делать второй фильм – ещё труднее: это дополнительный груз ответственности. И надо было самому себе доказывать, что тебе не просто повезло на кинофестивалях с первым фильмом, а ты действительно владеешь профессией. Да, мои фильмы получают призы. Но это – дело случая, считаю. Другое жюри отметило бы другие картины, – признался Балагов.
На вопрос о дальнейших творческих планах Кантемир ответил:
– Очень хочется снять фильм о современном Кавказе. Чётких сценарных задумок пока нет. Возможно новое сотрудничество с Александром Тереховым, если его заинтересуют мои идеи. О комедии пока не думаю, это невероятно сложный жанр. Хотя в принципе я открыт для всего – мне интересны и музыкальные видеоклипы, и игровая анимация.
Как сообщил продюсер фильма Александр Роднянский, «Дылда» выйдет в прокат более чем в 10 странах: Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Литве, Латвии, Эстонии, Испании, Греции, Италии, Румынии, Турции, Бразилии и Китае. На финальной стадии подписания находятся контракты о прокате в США и Великобритании.
– Для меня важно, чтобы за рубежом фильм сохранил свое название: слово «дылда» – очень русское, обладающее большой силой и выразительностью! – заявил Кантемир Балагов.
Перед новосибирским показом презентации «Дылды» с большим успехом прошли в Москве, Санкт-Петербурге и Нальчике. Фильм также принял участие во внеконкурсной программе «Кинотавра» в Сочи. Из столицы Сибири Балагов вылетел в Екатеринбург объявить о старте отечественного кинопроката «Дылды».
Юрий Татаренко
На фото автора: Кантемир Балагов с поклонницей – фотографом Катериной Скабардиной
Комментарии