Мобилизация: заторы, проблемы и щедрость души
Мобилизация: заторы, проблемы и щедрость души
Ровно неделю назад развязка улиц Арбузова, Иванова и дороги из Кольцова стала местом нескончаемых пробок. Причина тому – частичная мобилизация, начавшаяся 22 сентября. Проблема возникла не потому, что родные привезли своего бойца и высадили около КПП военного училища, а потому, что вынуждены ежедневно навещать его, узнавая новости, ближайшие перспективы и пополняя продуктовый запас.
– Ежедневно после обеда все ближайшие парковки и обочины забиты личными автомобилями, на Иванова и Арбузова скапливаются гигантские пробки, в которых вынужден стоять грузовой и пассажирский транспорт, а порой и спецмашины, – делится наблюдениями работающий неподалеку житель микрорайона Щ.
Чаще всего на припаркованных по краю дорог машинах видны номера нашего региона, реже – Алтайского края. Но на выходных приезжают семьи из Красноярского края, Омской, Томской и Кемеровской областей.
– Кормят, говорят, отвратительно, – громко поясняет молодая женщина с двумя огромными сумками, купленными в «Ашане». – У меня здесь отец и двоюродный брат. Пришлось попросить аванс на работе и взять неделю отпуска за свой счет. Привожу им и готовую домашнюю еду, и продукты длительного хранения. А как иначе, если кормят непонятно чем?
Кормят мобилизованных всё те же повара, работу которых всего полтора месяца назад так хвалили участники Армейских Игр. За счёт чего так резко упало её качество?
– Мы бы и рады кормить наших защитников как можно лучше, но надо понимать, что мощности столовой и запасы не безграничны. Объемы выросли в разы. Для недоукомплектованного коллектива, в котором работают преимущественно пенсионеры с 30-40-летним стажем, это уже серьёзная нагрузка. Остро не хватает рабочих рук. А тут еще ничего из продуков не осталось, кроме консервов и овощей. Тушёнка у нас, конечно, хорошая, кусковая, но из нее при всём желании не приготовишь салат, десерт и компот, – разводят руками сотрудники столовой.
Мобилизованным везут не только продукты и снаряжение. С прилавков ближайшего магазина исчез весь алкоголь, и нелицеприятные истории не заставили себя долго ждать. Курсантам и офицерам-наставникам пришлось тратить дополнительные силы на поддержание порядка и дисциплины. 29 сентября губернатор Андрей Травников подписал постановление о запрете продажи алкоголя вблизи НВВКУ. Но некоторые родственники продлжают его привозить.
Вопрос «А где тут лес для общения с мобилизованными?» в микрорайоне уже не вызывает ни у кого удивления. Взмах руки в сторону второго КПП отправляет приезжего туда, где раньше проходили школьные «Зарницы» и походы. В роще вдоль длинного забора стоят люди с детьми, сумками, колясками, тележками и даже домашними питомцами. По ту сторону – мобилизованные разных возрастов, специальностей и национальностей. Друзья, родные и близкие приезжают сюда отвлечь бойцов от ненужных мыслей и поддержать их боевой дух. Отдельные фразы ярко характеризуют жизнь, которая ещё вчера была у этих мужчин: «Папа, я тройку по физике исправил», «Нет, Лёша, не тошнит уже, прошёл токсикоз», «Да хватит нам денег, не волнуйся ты об этом!», «Ты Олесю сюда больше не вози, простынет ещё и репетиции пропустит»...
– Я служил срочную службу десять лет назад. Считаю, что питание нормальное, это же армия, а не курорт! – пожимает плечами красноярец лет тридцати. – Другое дело, что хотелось бы уже побольше порядка и практической подготовки. Многих пугает неизвестность. Сначала сказали: «пару месяцев учёбы – и границы охранять», а вчера СМИ отрапортовали, что первые мобилизованные уже прибыли на Донбасс… Согласитесь, что это совсем не одно и то же.
– Пока учимся жить в палатках в холода, – бодро отвечает родителям молодой парень с юга нашей области. – Мужики попались нормальные, у тех, кому за 35, можно многому научиться.
Вдали от жён, мам и бабушек молодое поколение шлифует мастерство по собственноручному ремонту одежды и другим бытовым премудростям. Вечерами вдоль забора зажигаются несколько костров, и бойцы постарше искреннее удивляются, что ребята, выросшие с гаджетами в руках, не знают вкуса печёного в углях картофеля. Часам к девяти-десяти вечера роща вдоль забора пустеет. По тропинке, закиданной пакетами, стаканчиками и бутылками, проходят только редкие дачники и обладатели ближайших гаражей.
– У меня на службу и призвать-то некого: муж умер давно, дочь в Беларуси живёт. Прихожу сюда в память о маме, которая в годы войны девчонкой кормила партизан и тайно передавала еду узникам ближайшего гетто. Тут не ко всем ездят, поэтому дома готовлю тушёные овощи, вареники леплю, приношу парням варенье и квашеную капусту. Словом, делю обед с друзьями, – улыбается пенсионерка с пустой продуктовой сумкой на колесиках.
Отношение к происходящему у каждого своё. Хотелось бы, конечно, более продуманной организации этого процесса, чтобы сделать период пребывания на сибирской земле максимально результативным.
Лана Малинская
Фото автора
Комментарии